Общественное движение в России в первой половине XIX века
В начале правления Александра I сформировались 2 течения – радикальное или социалистическое и либеральное. Либерализм – доктрина, отстаивающая свободу личности и его права, приоритеты прав личности, право на собственность, на свободную конкуренцию и прочее (европейский либерализм). В России термин либерализма впервые употребляется в переписке Александра I и Лагарпа, его воспитателя. В России либерализм развивался под влиянием Запада. Появилось 2 типа либеральных взглядов:
1) Придворный либерализм (носители – Ал.I, Сперанский)
2) Оппозиционный либерализм, носителями которого были дворяне
Зарождение оппозиционного либерализма было связано со следующими факторами:
1) Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, в середине 10х годов XIX века, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, её отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывавшая стране дорогу к прогрессу.
2) Война 1812 года продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа. В результате походов русские офицеры-дворяне ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они стали так болезненно воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которых продолжали тиранить помещики.
3) Свертыванием Александром I либеральных реформ
4) Влиянием просветительской западной идеологии
Первая тайная офицерская организация «Союз спасения» во главе с полковником Генштаба А.Н.Муравьевым была создана в 1816 году. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Из-за малочисленности и неясности средств достижения целей, привели к тому, что в 1818 году была создана новая, более многочисленная организация – «Союз Благоденствия». Целью организации было введение в России конституционной монархии и установление республики. Методами действий провозглашались пропаганда, просвещение, формирование в обществе просветительских идеалов. Однако необходимость реорганизации вызвала самороспуск союза в 1821 году, что позволило всем умеренным и колеблющимся членам отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий – объединится в новые организации. После роспуска союза было созданы 2 крупные организации – Северное общество, с центром в Петербурге и во главе с Н.Муравьевым, Трубецким и Рылеевым, а также Южное общество, действовавшее на Украине. Программным документом Северного общества стала Конституция Н.Муравьева, а Южного – «Русская Правда» Пестеля.
Основными положениями Конституции были:
Введение конституционной монархии, разделение властей на законодательную (2-х палатный парламент), исполнительную во главе с императором и судебную, всеобщее равенство перед законом, отмена крепостного права, но с сохранением дворянского землевладения. Федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и 2 областей, столица должна была быть перенесена в Нижний Новгород.
«Русская Правда» Пестеля была более радикальной. Она предполагала уничтожение самодержавия и установление республики, ликвидация сословий, установление свобод граждан, Россия становилась унитарным государством. Высшим законодательным органом становилось народное вече из 500 человек, избиравшееся на 5 лет, исполнительным – державная дума из 5 человек также избирающаяся на 5 лет, а контролирующим или судебным - Верховный Собор из 120 человек.
Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно умер Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, так как Александр был бездетным. Однако, тот ещё в 1823 году отрекся от престола, который теперь должен был перейти к следующему брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого не любили в гвардии. Для декабристов появилась возможность воспользоваться смертью царя для захвата власти, и 14 декабря 1825 года, когда была назначена переприсяга Николаю, декабристы вышли на Сенатскую площадь. Причинами поражения восстания стали:
1) внутренние распри
2) несогласованность действий
3) отсутствие централизованного командования
4) отсутствие поддержки у населения
Поражение декабристов явилось поражением либеральных сил. Поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам Чаадаева, развитие России на 50 лет.
В первые годы правления Николая сформировалась официальная государственная идеология. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию и внедрить её повсеместно, воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвящения граф Уваров. Была создана «теория официальной народности», смысл которой состоял в единении Царя и народа. После поражения декабристов начали возрождаться либеральные движения, основной формой которого стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Дворянство начинает увлекаться немецкой философией – Гегелем, Шеллингом, Кантом. Начинают создаваться кружки. Кружок Сунгурова (1831), Герцена и Огарева (1834) и др. На первый план стали выходить вопросы о крепостном праве. Однако почти все они были разгромлены властями. В 1836 г. было опубликовано первое философического письмо Чаадаева, где он критиковал настоящее, прошлое и будущее России. Он первым поднял вопрос о назначении существования России. Письмо это имело ярко выраженную пессимистическую окраску. После его публикации, дворянство раскололось на 2 лагеря: славянофилов и западников. Идеологами славянофильства были литераторы и философы Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Самарин. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал - либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы считали главной движущей силой не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Они считали, что для России неприемлем опыт Запада и западные ценности, сознавая, что крепостное право необходимо ликвидировать, они выступали за сохранение патриархального уклада жизни.
Западничество же оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Грановского, Кавелина, Соловьева, Белинского. Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению её общественного строя. Но их основной идеей была необходимость утверждения в России либеральных идеалов и западных ценностей, создание гражданского общества, а в перспективе, просвещение народа и создание в России конституционной монархии. Единственным средством обновления России они признавали реформы «сверху», призванные предотвратить угрозу революции. Однако в середине 40х годов в среде западников произошел раскол, в связи с проникновением в Россию социалистических идей. Многие из них разочаровались в либеральных идеях (Герцен). Методом достижения социализма были избраны радикальные реформы или массовая революция. Т.О. к середине 40х годов сформировалось радикально-демократическое направление. Появилась теория русского социализма, основоположником которой выступил Герцен. Он считал, что Россия может сразу от феодализма перейти к социализму, минуя капитализм. Считал необходимым ликвидировать крепостное право, дать землю крестьянам без выкупа, и сохранив общину.
К радикальному направлению можно отнести и членов кружка Буташевича-Петрашевского, которые говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали деятельность европейских социалистов. В 1849 году кружок был разгромлен, против его членов было сфабриковано дело, после чего многие оказались на каторге.
Т.О., несмотря на Николаевскую реакцию, благодаря общественному движению, в старне удалось сохранить «внутреннею свободу» - независимость и свободомыслие духовной элиты. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.
29. Разработка теории модернизации в 50-х – 60-х годах и её эволюция. Современные модели характеристики модернизационных процессов
Сам термин «модернизация» появился в конце 5 века в словосочетании «культурный модерн» (как противовес христианского мира языческому). В современном мире термин «модерн» появился в середине 19 века, он обозначает новую культурную среду.
Теория модернизации складывается в 50-е – 60-е года 20 века. В её основе лежит теория развития, она появляется на стыке формационного и цивилизационного подходов. Активно разрабатывалась историками-социологами – Эпсетом, Блейком, Уолтом Ростоу, Эйзенштатом.
Эта теория раскрывает процесс перехода традиционного общества к современному, перехода от аграрной цивилизации к индустриальной. Теория носит революционный характер, переход к индустриальной цивилизации сравнивается с неолитической революцией. Отмечается длительность и эволюционность процесса перехода (от английской и французской революций до наших дней). Теория указывает на стадиальность развития общества. Сегодня выделяют четыре стадии:
1) протомодернизация, когда складываются условия для развития
2) ранняя модернизация
3) развитая модернизация
4) постиндустриальное общество
Модернизационные процессы отличается комплексностью и системностью:
- в экономике – повышение производительности труда в сельском хозяйстве, промышленная революция, индустриализация, развитие транспорта и коммуникаций;
- в социальной сфере – рост подвижности социальных групп, формирование новых социальных слоёв, сокращение доли крестьянства, формирование системы медицинского и социального обслуживания, образования;
- в политике – расширение функций государства, реформирование системы управления реформаторским или революционным способом, формирование права управления на основе заслуг, складывание системы разделения властей, отделение местного управления от центра, складывание гражданского общества, т.е. гражданской организации, через которую граждане доводят свои интересы до власти;
- в культурной сфере – повышение роли науки и научного объяснения мира, отделение церкви от государства, формирование новых культурных потребностей человека, его ориентация на собственные интересы и личные достижения.
Теория отмечает, что процессы модернизации носят глобальный и прогрессивный характер.
Однако теория модернизации не учитывает процесс развития восточного общества, где решающее значение имеют традиции.
Разработка теории эшелонов и многоукладности развития проходила вместе с теорией модернизации. Изучаются проблемы экономического развития России в конце 19 – начале 20 века, предпосылки к социалистической революции. Обнаруживается, что экономика России сильно отличается от экономики стран Западной Европы. Многоукладность российской экономики заключается во взаимодействии существовавшего капиталистического, мелкотоварногои монополистического уклада.
Константин Тарновский в 1964 году опубликовал статью, где он сравнивает капитализм в России и Индии, в результате исследования делается вывод, что в разных странах капитализм развивается своим путём. В 1960 году состоялась научная конференция по проблемам многоукладности. Выступали такие исследователи, как Тарновский, Павел Волобуев, Владимир Адамов, Гефтер. Последний впервые ввёл понятие «эшелонного развития», по которому развитие капитализма идёт волнами или эшелонами, причём каждый эшелон вносит свои особенности. Позже такие конференции проходили в Ростове в 1967 году и в Свердловске в 1969 году. Конференция в Свердловске стала последней конференцией хрущёвской оттепели, после все выводы, сделанные на конференции были объявлены неверными с марксистской точки зрения.
Учёные начинают заниматься историей политики России, историей её политических партий. В конце 70-х годов проходят конференции по проблемам истории становления и развития политических партий. В этой области исследователи снова видят различие с западноевропейской партийной системой, где сначала возникли либеральные, затем монархические и лишь после – социал-демократические партии, а в России сначала возникли социал-демократические партии. Связано это с отличной от Запада социальной структурой общества.
Суть теории эшелонов была изложена в работах «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного» 1984 года, «Революционная традиция в России 1793 – 1893 годах» 1986 года. Выделяется три эшелона:
1) Западная Европа и США
2) Россия, Турция, Балканские государства, Бразилия, Япония
3) Колониальные и полуколониальные страны
Отмечается, что такие страны, как Германия, Италия, Испания начинали свой путь к капитализму как страны второго эшелона, но в силу географической близости, культурного и религиозного сходства, они догнали страны первого эшелона. Для стран второго эшелона характерно отставание от первого на целую эпоху и стремление догнать ведущие страны. Существует связь между странами всех эшелонов, основанная на риске потерять независимость и стремлении отстающих догнать более развитых. Толчком к развитию капитализма становится зачастую не внутренний, а внешний фактор. В России этим фактором стала Крымская война. Решающую роль в развитии играет государство, которое должно ликвидировать отставание.
На основе теории модернизации 50-х – 60-х годов и теории многоукладности складывается современная теория модернизации 70-х – 90-х годов. Европоцентризм был подвергнут критике. Модель, разработанная в 50-х – 60-х годах получила название линеарной. Новая теория признаёт парциальность, то есть процесс модернизации может идти частично, охватывая только какую-либо одну сторону жизни, анклавно-конгломеративность, то есть признаётся возможность существования районов разного уровня развития и технологичность, то есть происходят изменения в технологическом процессе. Можно сделать вывод, что в разных странах процесс модернизации происходит по-разному.