Криминологические основы борьбы с организованной преступностью
Криминологические основы борьбы с организованной преступностью: координация и основные направления деятельности государственных органов Российской Федерации по предупреждению организованной преступности.
Реализация государственной политики борьбы с организованной преступностью может быть достигнута на основе согласованных усилий субъектов этой деятельности.Эффективность данного направления будет достигнута лишь в том случае, когда деятельность, организационное построение, задачи, функции и полномочия органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, будут приведены в соответствие со складывающейся криминальной ситуацией, ее изменениями и тенденциями. В этих целях совершенно необходимой представляется координация мер по реализации политики борьбы с преступностью на общегосударственном уровне, с учетом участия не только правоохранительных органов, но и органов государственной власти, ее различных ветвей, министерств и ведомств, органов местного самоуправления и др. В связи с этим отдельные государственные органы РФ законодательно наделены специальными полномочиями в области борьбы с организованной преступностью.
Так, при Совете Безопасности в соответствии с Указом Президента от 01.09.2000 г. в целях реализации возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области обеспечения безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий, создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. В соответствии с Указом на комиссию возложены следующие функции:
а) разработка основных направлений стратегии в области обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью и коррупцией в Российской Федерации;
б) подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
в) анализ, оценка и прогнозирование состояния преступности, коррупции и иных противоправных явлений в целях обеспечения общественной безопасности;
г) анализ внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям;
д) подготовка предложений Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
е) рассмотрение в установленном порядке проектов федеральных целевых программ, направленных на борьбу с преступностью, коррупцией и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений;
ж) заслушивание по поручению Совета Безопасности или Секретаря Совета Безопасности РФ информации руководителей правоохранительных органов о состоянии борьбы с преступностью, коррупцией, об обеспечении общественной безопасности, а также о результатах рассмотрения конкретных сообщений в средствах массовой информации о коррумпированности должностных лиц органов государственной власти;
з) обобщение практики и результатов борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике этого вида противоправных действий;
и) организация проведения криминологической экспертизы отдельных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, способствующих коррупции;
к) изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
л) мониторинг сообщений в средствах массовой информации о фактах коррумпированности должностных лиц органов государственной власти.
Особое значение для предупреждения организованной преступности на федеральном уровне имеет орган Федеральной службы безопасности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. (в ред. от 30.06.2003 г.) «О федеральной службе безопасности», основным направлением деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с преступностью и террористической деятельностью (ст. 8 Закона). Эти органы осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также осуществляют специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевая деятельность), создание методики и средств для их осуществления. В связи с возложенными функциями органы федеральной службы безопасности обязаны разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп.
В системе органов борьбы с организованной преступностью ведущую роль занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации. В структуру Министерства входит несколько подразделений, объектом деятельности которых является организованная преступность. К их числу относятся Главное управление по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции МВД РФ и Национальное центральное бюро Интерпола.
В соответствии с Положением о ГУБОП СКМ МВД РФ его основными задачами являются:
а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по противодействию организованной преступности и коррупции;
б) обеспечение координации, анализ и контроль деятельности органов внутренних дел в федеральных округах и субъектах Российской Федерации по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью;
в) организация и непосредственное осуществление предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), имеющих международный и межрегиональный характер, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также раскрытие преступлений, поставленных на контроль в МВД России;
г) организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел мероприятий антитеррористической направленности, относящихся к компетенции МВД России, проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций;
д) совершенствование организационно-методического, правового и кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Следующим, не менее важным по своей значимости в борьбе с организованной преступностью, является специальное подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, – Национальное центральное бюро Интерпола, которое является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» главными задачами данного подразделения являются: а) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; б) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в) осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Россия стала одной из первых стран, которые подключились к глобальной системе коммуникаций. С ее помощью получаются различные сведения, необходимые для оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с организованной преступностью, например, информация из базы данных об угнанных автомобилях, запросы в отношении преступников, находящихся в розыске и иные. По заявлению Российского бюро Интерпола, в настоящее время по инициативе Российской Федерации в международном розыске находится 851 преступник, причем значительную часть этого списка составляют террористы и лица, им способствующие.
Подразделения и службы органов внутренних дел, деятельность которых направлена на борьбу с организованной преступностью, функционируют как звенья единой цепи, органически связаны и дополняют друг друга.
К системе федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять борьбу с организованной преступностью, следует также отнести Федеральную службу Российской Федерациипо контролю за оборотом наркотиков и Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу является органом, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Важной функцией данного ведомства является то, что оно составляет перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Контакты, возникающие между перечисленными органами, в процессе осуществления деятельности по борьбе с организованной преступностью, как уже было отмечено, множественны и разнообразны. Причем взаимоотношения строятся на основе согласованности при сохранении полной самостоятельности и выражаются в форме объединения усилий, взаимной договоренности и согласованности. По мнению А.В. Бокова, подобное взаимодействие должно выступать в форме делового сотрудничества, однако внутриведомственная согласованность должна быть урегулирована нормами права.