Нормативно-правовое регулирование борьбы с организованной преступностью

Огромным шагом в деле противодействия организованной преступности стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. с двумя дополняющими ее Протоколами: Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Конвенция 2000 г. закрепляет необходимость установления государством-участником мер законодательного характера по признанию уголовно наказуемыми перечисленных в Конвенции деяний, совершенных умышленно. Среди них, к примеру, отмывание доходов, полученных преступным путем, коррупция. Конвенция признает необходимость отнесения к категории «серьезных преступлений» всех преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. В качестве механизма противодействия росту транснациональной преступности конвенция предлагает считать складывающуюся систему отчетности государства-участника перед Генеральным секретарем ООН о развитии национального законодательства в отмеченной сфере регулирования. В Конвенции также предусматривается организация международного сотрудничества по вопросам конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, выдачи преступников, оказания взаимной правовой помощи, а также иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.

Кроме того, Конвенция ориентирует на создание системы противодействия злоупотреблениям со стороны организованных преступных групп процедурам торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности.

Следует отметить, что криминологи обращают свое внимание и на то, что организованная преступность в последнее время интересуется еще и внешнеэкономической сферой. Особый размах приобрел вывоз за рубеж сырья, энергоносителей, продовольствия. Привлекательными сферами для организованной преступности являются добывающие и перерабатывающие отрасли, торговля и транспорт.

Организованная преступность также сопряжена с различной незаконной деятельностью. Одним из видов такой деятельности является незаконный оборот наркотиков. Мировое сообщество давно поняло необходимость противостоять этому противоправному явлению. Так, в 1993 году Китай, Лаос, Мьянма и Таиланд подписали соответствующий меморандум. В 1995 году к нему присоединились Камбоджа и Вьетнам. В соответствии с меморандумом был принят план субрегиональных действий. В рамках его реализации к началу 2000 года осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы, в том числе разработку оперативных процедур контроля наркотиков, усиление возможностей судебного преследования, повышения международного сотрудничества.

Активную борьбу с транзитом наркотиков из Афганистана и Пакистана через свою территорию в конце ХХ века начал Иран. Международный совет ООН по контролю за наркотическими средствами отметил в своем ежегодном докладе в феврале 2000 года, что более 80 % захватов опиума в мире в целом осуществлено иранскими правоохранительными органами, которые в течение последнего десятилетия понесли серьезные потери в войне с хорошо вооруженными наркотическими картелями.

В 2003 году был учрежден Парижский пакт– неформальная организация, которая объединяет государства, испытывающие воздействие афганской «опиумной экономики». Ее эксперты установили наличие трех наркопотоков, идущих из Афганистана: Западного (через Иран, Турцию, Балканы), Северного (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и Южного (через Пакистан). Разгром «Талибана» силами международной коалиции не решил эту проблему, так как костяк военного контингента составляют подразделения армии США, которые не ставят своей задачей борьбу с наркотрафиком. Подтверждением этого может служить тот факт, что только за 2004 год правоохранительными органами России изъято 1090,5 кг опия и 1095,7 кг героина, поступившего из Афганистана.

Последовательное изучение проблем противодействия организованной преступности привело к выработке основных принципов межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с данным явлением. В числе основных можно назвать:

– систематизированный, комплексный подход к проблеме борьбы с организованной преступностью;

– сужение возможностей для преступной деятельности, выражающееся в уменьшении спроса на незаконные товары и услуги, в формировании гражданского общества с соответствующими установками на противодействие организованной преступности;

– уменьшение уязвимости законной экономики;

– подрыв экономической базы организованной преступности;

– формирование унифицированного законодательства.

Вопросы борьбы с преступностью освещены и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции его Указа от 10 января 2000 г.). В ней была обозначена цель устранения экономической и социально-политической базы преступности и коррупции, формирования комплексной системы мер для результативной защиты личности, общества и государства от преступных покушений. Концепция признала ключевыми вопросами в этой сфере: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего, структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; обеспечение неотвратимости ответственности; опора на поддержку общества. В этом основополагающем юридическом документе особо отмечается, что: «Для профилактики преступности и борьбы с нею, в первую очередь, необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере».

Важным аспектом борьбы с организованной преступностью является искоренение коррупции. Поэтому борьба с коррупцией должна быть всеохватывающей. В связи с этим Комитет Министерств Совета Европы 6 ноября 1997 года принял резолюцию, установившую двадцать руководящих принципов борьбы против коррупции и призвал национальные власти применять их в своем национальном законодательстве и практике. В Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 года, также охватываются принципиально значимые положения, ориентированные на противодействие и искоренение коррупции.

Наши рекомендации