Одним из основополагающих принципов в конституции выдвинут казахстанский патриотизм
Патриотизм — это идея, чувство и действия граждан Казахстана, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех областях жизни — политической, экономической, культурной, повышению ее могущества, обороноспособности, укреплению авторитета на международной арене. Казахстанский патриотизм -осознание общности интересов людей различных национальностей, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к историческому прошлому этой страны, активная деятельность по созданию нового государства, формированию гражданского общества. Казахстанский патриотизм отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к национальной истории, национальным обычаям, традициям.
Казахстанский патриотизм не приемлет лжепатриотизма, искаженных представлений о своей нации, противопоставления ее другим нациям. Поскольку данный принцип служит объединению всех национальностей и социальных групп, он несовместим с сепаратизмом. Те социальные силы, которые могут проповедовать национализм, шовинизм, сепаратизм, выступают против исторического прогресса, против формирования и развития единого для всех национальностей, классов и других социальных групп государства. Поскольку казахстанский патриотизм закрепляется как один из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан, им должны руководствоваться государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.
Основополагающим принципом деятельности Республики Казахстан является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В Конституции предусмотрен ряд способов демократического решения вопросов государственной жизни. Это решение на республиканском референдуме наиболее важных вопросов государственной жизни самим народом. В Указе Президента Республики Казахстан от 2 ноября 1995 г. о Республиканском референдуме приводится перечень вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование. Это вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов республики, внесения в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни. Проведение республиканского референдума основывается на принципах: 1) добровольного участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности.
На основе демократических методов осуществляется деятельность Парламента. Все вопросы, отнесенные к компетенции его Палат, в целом решаются путем голосования, открытого рассмотрения, обсуждения. Конституционный Совет, Правительство, центральные исполнительные органы также широко применяют демократические методы в своей деятельности.
Закрепление принципа разделения власти важно потому, что он определяет организацию государства, его механизм. Признание этого принципа в Конституции означает учет исторического опыта передовых демократических государств, ориентацию на построение правового государства.
Принцип разделения власти получил свое выражение в качестве одной из основ конституционного строя в многочисленных положениях Конституции, в которых закреплены система и компетенция государственных органов, разграничение полномочий между ними. В Конституции Республики Казахстан указывается, что государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Это означает, что каждая ветвь власти имеет свою компетенцию и не вправе выходить за ее пределы. Далее, это означает рассредоточение, распределение, демонополизацию власти. Разделение власти означает также взаимное уравновешивание трех ее ветвей в соответствии с Конституцией, когда ни одна из них не сможет ограничить полномочия другой, подчинить себе другие и каждая должна будет действовать в условиях взаимопонимания, взаимо сотрудничества. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти в верхних эшелонах государственной власти, в Конституции Республики Казахстан предусмотрено соединение принципа разделения с принципом разграничения предметов ведения между ветвями власти. Характерной чертой Конституции Республики Казахстан является то, что в ней исчерпывающе закреплен предмет ведения только Парламента. Иначе говоря, Парламент, его Палаты: Сенат и Мажилис — могут осуществлять свою деятельность только в рамках полномочий, указанных в Конституции. Что касается полномочий Правительства, то в Конституции даются лишь некоторые из них. Указывается, что оно выполняет и иные функции, возложенные законами и актами Президента. Чем объясняется конституционное закрепление закрытого перечня полномочий Парламента? Во-первых, это означает полный отход от всевластия высшего представительного органа, которое закреплялось советскими конституциями и в какой-то степени Конституцией Республики Казахстан 1993 г. Во-вторых, необходимостью более основательного закрепления принципа разделения власти с учетом особенностей независимого, суверенного Казахстана. В-третьих, Парламент является таким высшим представительным органом, на который оказывают влияние различные политические силы, социальные слои. А это может способствовать политизированию деятельности Парламента, созданию конфронтации между ветвями власти. Как показывает опыт деятельности Парламента Республики Казахстан, его Палаты занимаются чисто законодательной деятельностью. Не чувствуется явственно политического акцента в выступлениях депутатов.
Вне принципа разделения власти находится статус Президента Республики Казахстан. Анализ норм Конституции дает основание считать, что у Президента особое положение в системе разделения власти. Президент, во-первых, не может быть причислен ни к одной ветви власти в полной мере; во-вторых, он имеет полномочия, которые позволяют ему входить в сферу деятельности всех трех ветвей власти; в-третьих, его полномочия позволяют обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
В современных своеобразных условиях становления конституционного строя Казахстана закрепление и реализация принципа разделения власти имеют важное значение. Он направлен на предотвращение возвышения одной из ветвей власти над другими, авторитаризма в обществе.
Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы свести возможные ошибки, даже противостояние между ветвями власти к минимуму. Для реализации этого принципа необходимы рационализация и оптимизация деятельности всех структур государства и повышение эффективности работы механизма государственного управления.
Конечно же, принцип разделения власти может совершенствоваться с учетом накопленного опыта всех ветвей власти.
Специальная фиксация принципов работы судей важна не только потому, что суд - одна из ветвей власти, но и потому, что в правовом государстве суд приобретает особое значение в защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Анализ норм Конституции дает основание выделить в особую группу правовые идеи, которые зафиксированы в ней, но не выражены как принципы. Безусловно, они тоже важны. Вряд ли есть основание их ставить на вторые позиции из-за отсутствия прямого указания на них. Об этом свидетельствуют сами эти принципы, формулируемые на основе анализа Конституции.
К ним относится принцип верховенства Конституции Республики Казахстан.
В Конституции Республики Казахстан не выделен непосредственно принцип верховенства Конституции, как это сделано в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 4). Принцип верховенства Конституции на всей территории Республики Казахстан имеет различные аспекты. Прежде всего, он выражается в утверждении в Казахстане конституционного строя, в стремлении к созданию правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции, праву. В Конституции Республики Казахстан записано, что республика «утверждает себя правовым государством». Это емкое понятие означает, что Республика Казахстан — еще не правовое государство, но стремится, ставит целью стать таковым. А это возможно при торжестве принципа верховенства Конституции.
Верховенство Конституции означает также, что с ее другими принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах жизни общества. В принципе верховенства Конституции Республики Казахстан отражается унитарная форма государственного устройства.
Верховенство Конституции унитарного государства Казахстан утверждается на всей территории республики. Именно на этом принципе основано положение о территориальной целостности, ее неотчуждаемости. Поэтому возможные попытки отдельных групп населения, личностей против территориальной целостности воспринимаются как нарушения принципа верховенства Конституции Республики Казахстан.
Принцип высшей юридической силы и прямого действия норм Конституции Республики Казахстан имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что все законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции Казахстана, что органы государственной власти сверху донизу, должностные лица, органы местного самоуправления, а также граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
Важной частью принципа высшей юридической силы Конституции является ее прямое действие. Прямое действие Конституции означает ее воздействие на: 1) правотворчество, 2) институциональные преобразования, 3) непосредственную реализацию гражданами, их объединениями своих прав и свобод, 4) морально-правовой образ жизни людей.
В Конституции по существу дается понятие права. В ней указано, какие законы могут быть приняты. Она определяет нормотворческие полномочия ряда высших государственных органов с указанием их форм. Утверждая способы образования государственных органов, Конституция создает основу постоянного институционального обновления. Граждане могут защищать свои права и свободы, опираясь на нормы Конституции. Конституционные нормы могут по-разному восприниматься и реализовываться гражданами. Первое условие — это знание Конституции. В этом отношении, можно сказать, работа еще не начата. Распоряжение Президента Республики
Казахстан (апрель 1996 г.) о популяризации Конституции — первый серьезный шаг в правовом просвещении населения.
В Конституции прямо не указан, но все ее содержание пронизывает принцип конституционной законности. В теории принципу конституционной законности не уделяется должного внимания.
Конституционная законность — это точное, неукоснительное соблюдение и единообразное применение на территории Казахстана конституционных норм и положений всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Идея конституционной законности наиболее отчетливо выражается в тех нормах Конституции, в которых речь идет о способах организации, полномочиях государственных органов, организации деятельности общественных объединений, о правах и обязанностях граждан. Так, Парламент должен функционировать в пределах своих полномочий. То же относится к Правительству. Этот принцип выражается не только в требованиях соблюдения норм Конституции.
В Конституции предусмотрены средства и органы, обеспечивающие реализацию конституционной законности. Например, Президент, пользуясь правом вето, может вернуть в Парламент закон, противоречащий Конституции. Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики. Здесь, думается, есть проблема. Ни Конституция, ни Указ Президента, имеющий силу конституционного закона, о Конституционном Совете, не дают ответа на вопрос: все ли законы, принимаемые Парламентом, должны рассматриваться Конституционным Советом. Если буквально толковать подпункт 2 пункта 1 статьи 72 Конституции, все законы, принимаемые Парламентом, предварительно должны рассматриваться Конституционным Советом. Однако, надо смотреть на эту проблему с реалистических позиций. Во-первых, если понимать в буквальном смысле подпункт 2 пункта 1 статьи 72, уже нарушена конституционная норма. Парламент принял ряд законов, которые подписаны Президентом без предварительного рассмотрения Конституционным Советом. Во-вторых, Конституционный Совет, имея в своем составе семь человек, не в состоянии рассматривать каждый закон на предмет соответствия Конституции. В- третьих, принятый Сенатом проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Президент подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение пятнадцати дней. Итак, у Президента всего пятнадцать дней на рассмотрение закона по существу. Конституционному Совету предоставляется срок до одного месяца на рассмотрение вопроса о конституционности закона. Из сказанного следует вывод о том, что Конституционный Совет не в состоянии рассматривать до подписания Президентом все законы, принятые Парламентом. Следовательно, надо уточнить, что Конституционный Совет рассматривает законы на соответствие Конституции до подписания Президентом в случаях возникновения спора.
Здесь появляется еще один вопрос. Если Парламент преодолеет вето Президента, он должен подписать закон в течение семи дней. А если Парламент все-таки принял неконституционный закон, что может сделать Президент? В Указе Президента, имеющем силу конституционного закона, о Президенте дан исчерпывающий перечень его полномочий. В нем нет права Президента обращаться в Конституционный Совет по вопросу о не конституционности закона.
Президент должен подписать неконституционный закон. Это нонсенс. Нужно в Указ о Президенте внести дополнение о его праве обращаться в Конституционный Совет в случае, если он считает, что вторично принятый Парламентом закон содержит неконституционные положения.
Далее, Конституционный Совет защищает Конституцию, рассматривает международные договоры до ратификации, а также обращения судов по поводу противоречий нормативных актов
Конституции. В последнем случае речь идет о защите конституционных прав и свобод граждан.
К нефиксированным относится и принцип демократического централизма. Речь идет о иерархическом построении и деятельности органов исполнительной власти. Так, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов республики, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Централизм выражается и в назначении акимов областей, городов на должность Президентом.