Социальная политика в кабардино-балкарии (1928-1932 гг.)
Новая Конституция провозгласила демократические права и свободы граждан: свободу слова и печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Она также устанавливала за гражданами свободу совести. В условиях однопартийной системы, которая установилась в стране с 1921 г., и тоталитарного сталинского режима эти права и свободы оставались лишь на бумаге. На деле царил произвол, попирались и свертывались нрава и свободы граждан. Случилось парадоксальное. Именно после принятия новой Конституции, которая формально провозгласила политические права и свободы, в условиях всеобщего поиска классового врага, атмосферы недоверия и подозрительности, начались массовые репрессии. Это было всеобщее подавление основ демократии. Репрессиям подверглись все слои общества: коммунисты и комсомольцы, крестьяне и рабочие, военные и служитель церкви, хозяйственники и служащие, деятели пауки и культуры. Неизвестно точное число репрессированных, но по стране это были миллионы, а по республике - тысячи безвинных граждан. На них вешались ярлыки врагов народа, буржуазных националистов, троцкистов, кулаков и т. д. Решения и указания, идущие сверху, нельзя было подвергать какому-либо сомнению. Неосторожное слово в адрес режима могло стать поводом для преследовании и репрессивных мер. В период коллективизации в ходе раскулачивания миллионы крестьян подверглись арестам и выселению с насиженных мест. Только по одному сел. Псыгансу в 1937-1938 гг. было репрессировано около ста человек, в основном это были крестьяне-колхозники. Так было и по другим населенным пунктам. Разоблачение «врагов народа» было важной задачей партии, оно было темой дня. С 1 января 1937 г. по 1 мая 1938 г. из рядов ВКП(б) по республике было исключено 366 чел. Из них в качестве «врагов народа» - 290 чел. и «за связь с врагами» -76 чел. Десятки служителей культа подверглись репрессиям, были сосланы и погибли вдали от родных мест. Никто не мог быть уверенным в своем завтрашнем дне. Страх постоянно витал над головой каждого человека. Никто не был застрахован от произвола. Репрессии и террор были всеохватывающими. Не миновали этой участи даже высшие партийные и государственные чиновники - Бетал Калмыков, М.И, А. Мокаев и др. Вместе с тем это было и огромной психологической травмой для членов семьи, родственников и близких людей. Репрессии отрицательно сказались на деятельности партийных, государственных, хозяйственных органов и на культурной работе. Многие участки работы оказывались оголенными. Освободившиеся должности, которые занимали подвергшиеся репрессиям опытные и образованные люди, замещались неподготовленными и неквалифицированными кадрами, которые были ревностными исполнителями, но неспособными на творческую работу. Поэтому происходило замедление эффективности хозяйственной и культурной деятельности, процветали показуха и угодничество, нередко желаемое преподносилось как действительность. Таким образом, командно-административные методы управления становились нормой в хозяйственной, политической и культурной жизни как республики, так и всей страны.
Образование КБАССР
В Конституции СССР 1936 г., в частности, было зафиксировано образование в составе РСФСР новой автономной республики - Кабардино-Балкарской АССР. Переход от автономной области к автономной республике для Кабардино-Балкарии, как и для других национальных областей, означал переход к более высокой форме национальной государственности: от административно-политической к государственно-политической. Другими словами, с 1936 г. КБАССР - советское социалистическое государство кабардинцев и балкарцев, являющееся составной частью РСФСР и осуществляющее свою государственную власть на началах автономии. Став государством, Кабардино-Балкария, как и другие автономные советские республики, создала высшие органы государственной власти - Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, правительство - Совет Министров, а также министерства, иные органы государственного управления и свой Верховный суд. Вскоре после преобразования Кабардино-Балкарской области в автономную республику были проведены важные политические и организационные мероприятия. Проект Конституции КБАССР, разработанный специальной Конституционной комиссией, был опубликован в местной печати для всенародного обсуждения и внесения в него поправок и дополнений. После его всенародного обсуждения X Чрезвычайный съезд Советов КБАССР 24 июня 1937 г. утвердил Конституцию республики, а 26 июня 1938 г. состоялись выборы в высшие представительные органы РСФСР и КБАССР. Автономной республике предоставлялись широкие полномочия по осуществлению руководства и управления на ее территории. В частности, по Конституции КБАССР (ст. 18) в ведении республики в лице ее высших органов власти и органов управления находились следующие вопросы: принятие Конституции республики, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее соблюдением; установление районного деления республики, границ районов, городов и внесение на утверждение Верховного Совета РСФСР; законодательство КБАССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана КБАССР; утверждение бюджета республики и отчета о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и РСФСР государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов и т. д.