Формы и методы реализации функций государства
Функции государства осуществляются в специфических формах и методах. Формы реализации функций государства означают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства.
Формы реализации функций государства можно условно разделить на два вида: правовые и организационные.
Правовые формы реализации функций связаны с принятием и выполнением конкретных юридических норм:
- правотворческая форма выражается в подготовке и принятии юридических норм, моделирующих и закрепляющих наиболее важные общественные отношения;
- управленческая форма заключается в обеспечении воздействия на субъекты общественных отношений с целью добиться от них определенных положительных действий;
- правоохранительная форма выражается в принятии мер по обеспечению законности и правопорядка;
- договорная форма предполагает взаимоотношения субъектов права на равноправной основе.
Организационные формыреализации функций:
Организационные формы реализуются в пределах уже существующих норм и представляют собой фактические действия, совершаемые в процессе реализации установленных юридических норм.
Методы осуществления функций государства представляют собой совокупность принципов, способов и средств, используемых при функционировании государства. Выделяют:
- методы нормативного и индивидуального правового регулирования;
- методы принуждения, используемые при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
- методы рекомендаций, которые выражаются в ориентации субъектов на конкретный вариант поведения, желательного с точки зрения государства;
- методы поощрения и льготирования, стимулирующие общественно-полезную деятельность;
- методы договорного регулирования, как в сфере частных, так и публичных интересов;
- надзорно-контрольные методы (лицензирование, стандартизация, сертификация, прокурорское предостережение);
- методы информационного влияния на общество, создание определенного информационного поля вокруг определенных процессов;
- методы прогнозирования и др.
Таким образом, функции государства – это практическая реализация его задач, определяемых целями данного государства. Цели любого государства определяются его сущностью. Следовательно, содержание функций государства выражает его сущность. |
Механизм государства
Достижение цели государства, обусловленной его сущностью, требует высокой организованности, компетентности, профессионализма и честности. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и людей. Средством реализации функций государства выступает механизм государства.
Под механизмом государства понимается структурно оформленная система государственных органов, учреждений и предприятий, с помощью которых государство воздействует на общественные процессы, решает свои задачи, реализует свои внутренние и внешние функции.
В некоторых источниках «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат в широком смысле». Под этим термином понимается не только сам аппарат, представляющий совокупность всех видов государственных органов, но и все вспомогательные организации и учреждения, посредством которых осуществляются функции государства.
Отдельные авторы под механизмом государства понимают систему средств государственного воздействия на общественные отношения. Однако приведенное определение не учитывает главного требования к такому общественно-политическому явлению, как механизм государства.
Механизм государства определяется его функциями и задачами. Эта связь характеризуется как причинно-следственная, которая опосредуется влиянием сущности государства. В классовом государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое политическое, экономическое и идеологическое превосходство и осуществляют руководство процессами, происходящими в обществе. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.
В основе построения и функционирования механизма государства лежат объективные и субъективные факторы, определяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, способствующие соединению его различных составных звеньев в особую систему.
Механизм любого государства – это четко организованная, строго упорядоченная система, обусловленная:
- общностью экономической основы всех элементов;
- единством политической власти;
- общностью официальной идеологии (а в некоторых странах её единством);
- наличием общих принципов построения и функционирования элементов;
- общностью конечных целей и задач, стоящих перед различными элементами государственного механизма.
В самом общем виде механизм государства можно определить как структурно-функционально оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы.
Структура государственного механизма:
- государственный аппарат;
- государственные учреждения и службы;
- государственные корпорации и предприятия.
Отдельные авторы, кроме того, относят к государственному механизму дополнительные элементы:
- государственных служащих;
- процедуры принятия государственных решений;
- ресурсное обеспечение.
Государственный аппарат – это основная часть механизма государства, представляющая собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации функций государства, осуществления государственной власти. Таким образом, государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления государственных функций.
Государственный аппарат можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления властных функций государства, и это наиболее ощутимо проявляется в конкретной структуре государственного аппарата.
Государственный аппарат:
- формируется государством и осуществляет свои функции от его имени;
- состоит из особой группы людей, которые выделились из общества и занимаются только тем, что управляют;
- обладает компетенцией, наделяется властными полномочиями;
- обладает организационной структурой, организационными и материальными орудиями принуждения;
- деятельность аппарата осуществляется на основе государственного материально-финансового обеспечения;
- имеет юридически закрепленную организационную структуру и территориальный масштаб деятельности.
Государственный орган как элемент государственного аппарата обладает абсолютно всеми этими признаками. Главное, что отличает государственный орган от других элементов государственного механизма, – это наличие властных полномочий. Государственно-властные полномочия на практике проявляются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, подкрепленных при необходимости силой государственного принуждения.
Государственный орган есть относительно самостоятельное, структурно обособленное и юридически оформленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственных функций, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
В основе построения государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы, которые определяют наиболее важные особенности его структуры, формы и методов деятельности. Государственный орган должен создаваться под конкретную функцию государства, а не наоборот. Необходимо учитывать причинно-следственную связь, в которой функция – причина, а государственный орган – следствие.
Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельного звена государственного аппарата и превращение его в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который периодически испытывает государство.
Государственные органы отличаются друг от друга:
- порядком образования;
- видами деятельности;
- характером и объемом компетенции;
- формами и методами осуществления государственных функций.
По характеру деятельности структуру государственного аппарата можно представить тремя видами органов: правотворческих, правоисполнительных и правоохранительных.
Правотворческие или представительные органы являются первичными органами, основой для других органов, избираются, в основном, непосредственно гражданами.
Органы исполнительной власти – это управленческие, исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества (или его части, формирующей власть). Они имеют установленную иерархичность, располагают вспомогательными государственными учреждениями и материальными ресурсами для принятия и реализации актов управления.
Правоохранительные органы обеспечивают стабильность общественных отношений. Эти органы включают организационный и материальный аппарат принуждения (суды, прокуратура, МВД, ФСБ, разведка, система исполнения наказаний и т. д.).
Государственные органы различаются по пространственным пределам деятельности на центральные и территориальные.
Особое место занимают органы местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий.
Государственные учреждения и службы – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (почта; учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. п.). Учреждения также создаются органами государственной власти для обеспечения своей повседневной деятельности (аппарат Государственной думы и т. п.).
Государственные корпорации и предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли в рамках выполнения социально-экономических задач государства. Они призваны организовать производство и изыскания в тех сферах, где частник не эффективен.