Классификация институциональных изменений

Курсовая работа

«Трансформация концепции эффективности применительно к институтам и институциональному развитию»

Студент _____________ Кузёмина А. Д.

(подпись)

Преподаватель ______________ Богданов Д.Д.

(подпись)

Оценка ___________________

Москва, 2015

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие институциональной трансформации и эффективности. 5

1.1 Классификация итнституциональных изменений. 5

Глава 2. История становления и развития арбитражного суда в России. 14

2.1 Трансформация концепции эффективности арбитражного суда в России. 14

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Введение

В современных условиях экономическая система России претерпевает существенные изменения, связанные с началом нового этапа развития. Эти изменения определяются новыми качественными условиями хозяйствования. Это связано с развитием новых отраслей производства, с увеличением дифференциации и интеграции отдельных производств, с углублением международного разделения труда, необходимостью перехода к постиндустриальному и информационному обще­ству, усиливающейся зависимостью российской экономики от мирового хозяйства, развитием экономической глобализации. Эти факторы привели к нарастающему усложнению структурных составляющих экономики, включая не просто увеличение количества ее элементов, но и изменение их качественных параметров, а также ус­ложнение условий, систем и меха­низмов функционирования и развития на различных уровнях экономической системы.

Настоятельная потребность в системных исследованиях процесса трансформации экономической системы связана с тем, что в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные изменения, которые связаны с формированием новой институциональной структуры и среды функционирования экономической системы. Институты, воздействуя на экономическую систему, предопределяют стратегические направления ее трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, определяют формальные и неформальные институциональные границы для субъектов экономической системы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Это приводит к качественному изменению роли государства в национальной экономике.

Целью курсовой работы является рассмотрение трансформации эффективности арбитражных судов РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть сущность институциональной трансформации и эффективности;

· изучить классификацию институциональных изменений;

Предметом курсовой работы является трансформация эффективности, субъектом – арбитражные суды РФ, на примере которых раскрывается полезность и важность функции трансформации эффективности.

Источники информации, использованные в работе: учебные пособия, документальные статьи, научная литература и online источники.

Глава 1. «Понятие институциональной трансформации и эффективности»

Классификация институциональных изменений

Трансформация экономической системы – это результат развития её элементов, субъектов, форм их взаимодействия, институтов и уровней хозяйствования.

Усиление трансформационных тенденций в экономической системе России произошло благодаря однонаправленному действию экзогенных и эндогенных факторов.

В настоящее время одной из основных тенденций трансформации экономических систем являются институциональные изменения.

Институциональная теория под институциональной структурой экономической системы понимает систему отношений, определяемую институциональным ядром, в рамках которого общество производит средства к своему существованию. Институциональное ядро — это совокупность институтов, обеспечивающих всю полноту правил и ограничительных рамок, в которых протекает хозяйственная жизнь общества и в которых общество осуществляет свою жизнедеятельность.

Уровни институциональной структуры экономической системы изменяются с разной скоростью. Новый закон может быть принят относительно быстро. Неформальные же правила с трудом поддаются изменениям. Наибольшей инерцией обладают устоявшиеся традиции и ценности.

Инструменты целенаправленного воздействия на разные уровни институциональной структуры экономической системы тоже различны. Законы или очередные поправки к закону могут быть приняты с использованием административного ресурса или пролоббированы достаточно узкой политической группой. Важная роль отводится средствам массовой коммуникации.[1]

Важнейшие тенденции трансформации экономической системы России это изменение роли государства, связанной с развитием экономической системы общества, с изменениями в структуре общественного воспроизводства, сдвигами в его отраслевой и региональной структуре, актуализацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Возникли качественно новые функции государства, связанные с постепенным становлением постиндустриального общества и связанной с ним новой хозяйственной структурой экономической системы. К ним можно отнести принятие на себя государством функций в области становления и обеспечения функционирования национальной экономики России, отвечающей реалиям постиндустриальной стадии развития экономической системы.

Регулирующая роль государства в трансформации экономической системы должна заключаться в осуществлении институциональных изменений, проведении необходимых реформ, в содействии развитию отечественной экономики, в противодействии негативным последствиям глобализации, в развитии интеграционных связей.

В период трансформации экономической системы особое значение приобретает институциональная функция государства. Это объясняется, с одной стороны, необходимостью формирования и укоренения новых институтов, создания примеров (эталонов) функционирования субъектов в новой среде, а с другой — потребностью в обеспечении преемственности развития, поддержании жизнедеятельности граждан и социально важных экономических субъектов.

Институциональная функция государства в трансформации экономической системы сводится к созданию (заимствованию, переносу, и т.п.) и закреплению институтов. Компоненты институциональной функции государства: нормотворческая деятельность, включающая создание, легитимизацию и практическую реализацию законодательных и других нормативных актов, регулирующих жизнь страны, нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе воспрепятствование чрезмерному увеличению размеров или влияния одних агентов в ущерб правам других. Также проведение анти­монопольной политики, поддержание условий равноправной конку­ренции, борьба со всеми видами правовой дискриминации. Обес­печение стабильности или антикризисная деятельность государства.

Институциональные преобразования создают условия для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т. д.

Немало важной функцией государства в трансформации экономической системы России является содействие развитию экономики. Это определение национальных приоритетов и крупных государственных капиталовложений в приоритетные сектора, предоставление им суб­сидий и привилегий, обеспечивающих их ускоренное развитие.

Направлениями реализации этой функции являются: проведение сильной антимонопольной политики и обеспечение независимости антимонопольных органов с широкими полномочиями, опираю­щихся на бизнес-сообщество, на информацию тех, кто страдает от монополистического поведения, законодательное регули­рование лоббистской деятельности, способное ввести в приемлемые легальные рамки давление различных групп интересов на все ветви власти, развитие полной системы рынков, регулирова­ние их функционирования, формирование и поддержание системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений.

Важнейшее направление реализации — это поддержка инноваций и венчурного инновационного бизнеса, ориентированных на создание новых рынков, новых продуктов и технологий, новых компаний. Также приоритет, гарантирующий долгосрочный результат, — вложения в науку и образование.

Проведение политики содействия развитию экономики может принести успех только при условии надежного выполнения государством институциональных функций и обеспечения макроэкономической стабильности.

В настоящее время все более актуальной становится функция государства, направленная на противодействие негативным последствиям глобализации.

Регулирующая роль государства сегодняшней России в условиях глобализации должна состоять: в обеспечении целостности и безопасности национальной экономической системы, в обеспечении сбалансированности интересов различных экономических субъектов и уровней хозяйствования, в обеспечении эффективного выхода субъектов хозяйствования на мегаэкономический уровень, в глобальное экономическое пространство.

Важной функцией государства в условиях трансформации экономической системы является государственное регулирование интеграционных связей, призванное обеспечить оптимизацию интеграционных процессов. Интеграционная функция государства направлена на формирование и реализацию будущего облика страны и предполагает осуществление активной промышленной и инвести­ционной политики, укрепление национального законодательства, обеспечивающе­го благоприятную среду для развития конкурентоспособности всех субъектов и уровней хозяйствования, высокую степень внешней экономической независимо­сти и безопасности, а также внутреннюю экономическую и социальную стабиль­ность.

Интеграция, являясь на данном этапе важнейшей осно­вой структуризации экономики, должна выступать ключевым ориен­тиром при стратегическом обосновании путей развития общества, государ­ства и его региональных структур. Начавшееся в России становление интегрированных корпоративных структур является опорой промышленного капитала. Создание вертикально интегрированных комплексов разворачивается в электронной промышленности, авиастроении, строительной промышленности, в судостро­ении. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда таких хозяйственных комплексов.[2]

Комплексные меры по развитию интеграции народного хозяйства заключаются в создании благоприятной экономической инфраструктуры и среды экономической деятельности, формировании институциональной структуры, обеспечивающей основные нормы и правила экономической деятельности, создании благоприятной социальной среды, разработке и осуществлении определенной экономической политики, призванной определять приоритетные направления экономического развития, осуществлении государством собственной экономической деятельности в качестве активного субъекта экономических отношений.

Активная роль государства в трансформации экономической системы России способствует повышению конкурентоспособности страны, созданию соответствующей этому правовой и институциональной среды, наращиванию инвестиционных ресурсов развития, включающих высокие технологии, качество продукции, рост общественного производства.

Можно выделить три основных группы классификационных признаков, позволяющих охарактеризовать институциональные изменения:

· локализация институционального изменения в системе институтов экономики — общие классификации;

· характер влияния институционального изменения на поведение экономических агентов или экономическую систему — функциональные, или внешние классификации;

· характер изменения института — морфологические, или внутренние классификации.

Первые две группы классификаций характеризуют институциональные изменения как элементы процессов функционирования и развития экономики, последняя группа — как элементы относительно обособленной системы, отдельного экономического института. Тем самым, в совокупности эти группы классификаций позволяют достаточно полно описать разнообразие институциональных изменений.

Во-первых, Д. Норт разделил институциональные изменения на дискретные и инкрементные:

«Под дискретными изменениями я понимаю радикальные изменения в формальных правилах. Обычно они происходят в результате завоеваний или революции… Инкрементные изменения означают, что участники акта обмена пересматривают свои контрактные отношения с тем, чтобы получить некоторый потенциальный выигрыш от торговли (по крайней мере, для одной из сторон обмена)».

Поясняя последнее из этих понятий, Норт пишет: «…необходимо отметить важную особенность институциональных изменений. Она состоит в том, что эти изменения имеют почти исключительно инкрементный характер. Так, рассматривая арендное право эпохи феодализма и майората, мы видим, что оно развивалось путем постепенного изменения рамок, заключавших в себе взаимодействие меняющихся в течение веков формальных и неформальных ограничений и механизмов, обеспечивающих соблюдение правил. Соглашение между землевладельцем и крепостным отражало почти полное господство первого над вторым; но периферийные изменения в институциональной системе вследствие сокращения численности населения в XIV веке изменили соотношение сил в пользу крепостных. Это постепенно привело к тому, что землевладельцы стали сдавать крепостным участки в аренду, появились копихолды (арендные права) и в конце концов — обычная аренда за плату».[3]

«Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям».

Как следует из приведенных определений, Д. Норт фактически сближает дискретные институциональные изменения с изменениями в формальных нормах и правилах, относящихся к уровню институциональной среды, а инкрементные — с изменениями институциональных соглашений, локальных (групповых) неформальных норм и правил.

Между тем, такое сближение не вполне точно. Дело в том, что постепенно, малыми отклонениями и «приращениями», могут изменяться не только локальные (формальные и неформальные), но также и «глобальные» правила.

Примером может служить изменение ставки налогообложения на 0,5 процентных пункта, или таможенного тарифа на 0,5%, повышение пенсионного возраста на полгода, или численности занятых в определении малого предприятия на 2-х работников. Разумеется, эти примеры условны, но условность связана не с невозможностью таких изменений, а скорее с тем, что законодателям свойственно вводить более ощутимые изменения количественных параметров правил. Однако в банковской сфере развитых экономик (например, США) изменения учетной ставки процента на 0,1 процентный пункт является вполне нормальной практикой.

С другой стороны, дискретным изменением можно считать заимствование некоторого нового обычая, ведущее к определенным экономическим последствиям.

Для России в качестве такового может выступать вхождение в обиход Дня святого Валентина, что обусловило производство отечественными предпринимателями соответствующих атрибутов.

В этой связи нужно обратить внимание на некоторую неотчетливость, расплывчатость самого разграничения дискретных и инкрементных институциональных изменений. Ведь постепенно могут меняться только некоторые количественные (измеримые) свойства, качественные же параметры меняются дискретно, скачками. Постепенность качественных изменений, — типа тех, что приведены в примере Д. Норта относительно формирования арендных отношений, — будет действительно постепенностью лишь при некотором «огрубленном» видении процесса. Как только мы увеличим наши различительные способности, то сразу увидим, что непрерывный, инкрементный процесс изменений разбивается на отдельные дискретные сделки, каждая из которых по какому-то параметру будет отличаться от другой, сходной по ее объекту, сделки или договоренности.

Во-вторых, важным для характеристики реально происходящих институциональных изменений является их деление на спонтанные и целенаправленные. Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые осуществляются, — возникают и распространяются, — без чьего-либо предварительного замысла и плана. Так, если в приведенном выше примере случайного отклонения от нормы, принесшего выгоды ее нарушителю, такое отклонение не нанесет никому ущерба (не встретит противодействия) и распространится среди членов группы, налицо будет спонтанное институциональное изменение.[4]

Целенаправленные институциональные изменения, напротив, возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом. Обычно, на уровне экономики в целом, «автором» подобного плана является государство в лице некоторого органа законодательной или исполнительной власти, или же политическая оппозиция действующей власти; внутри экономических организаций автором такого плана выступает руководство, и т. п. Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием.

По признаку происхождения институциональных изменений, кроме двух названных «чистых» типов, можно выделить еще и смешанный тип, когда само новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.

Примером здесь может служить формирование новых законов в рамках системы общего права, когда новое правило — прецедент — возникает в связи с решением суда по новому конкретному конфликтному случаю, а «внедрение» этого правила в массовую практику обеспечивается механизмами судебной ветви государственной власти.

Другой пример — спонтанное возникновение некоторой эффективной практики действий в бизнесе (best practice) и ее распространение через различные бизнес-ассоциации или, в России, через систему Торгово-промышленных палат.

В заключении можно сказать, что трансформация экономической системы России обеспечила динамичную трансформацию функций регионов, в том числе и регионов Центрального Федерального округа. Усиливается роль региональных центров в обеспечении интеграционных процессов регионов, в социально-экономическом развитии.


Наши рекомендации