Декларация о гос суверенитете КазССР». Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан
Реальное, фактическое осуществление республикой своего суверенитета берет свое начало с «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР», принятой Верховным Советом республики 25 октября 1990 г. В ней говорилось: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит отношения с ними на договорной основе и имеет право свободного выхода из Союза». Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственной независимости РК, напомнила о своей собственной государственности, о том, что РК имеет свою многовековую историю, традиции. Декларация стала первым основополагающим государственным актом республики. Были закреплены неделимость, неприкосновенность страны, государство определено как объект международного права. Декларация о государственном суверенитете К. провозгласила главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР.
16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон "О государственной независимости Респ. К.", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др. «Переход от факта к праву» - именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К. провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска).
В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г. основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.
В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления. Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г. В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - маслихаты.
70.Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:
— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных меньшинств в целом..
71. 16 декабря 1991 года принят Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан». Республика Казахстан обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. 16 декабря 1991 года был объявлен днем независимости Казахстана.