Национализм как идеология
Национализм вот уже двести лет служил и служит идейно-политическому обоснованию национального государства. Национализм и идеология теснейшим образом связаны друг с другом, дополняют и стимулируют друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно и выражали интересы поднимающегося третьего сословия или буржуазии. В ХХ веке оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «нацизм» и т.д., по сути дела, использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. В Советском Союзе идеология интернационализма была поставлена на службу защиты государственных интересов и, став фактически государственной идеологией, выполняла как это не парадоксально, роль и функции национал-социализма в гитлеровской Германии. Большинство авторов признают, что 19 век является периодом «сотворения национализма». Однако нет единого мнения, что понимать под национализмом. Еще английский исследователь прошлого века У.Бейджгот отмечал: «Мы знаем, что это (национализм) такое, когда нас об этом не спрашивают, но мы не можем без запинки объяснить или определить его». Чтобы понять, что из себя представляет понятие национализм, необходимо посмотреть на это явление с различных точек зрения и без предвзятости. Британская энциклопедия (том 16. Стр. 63-64) определяет это понятие следующим образом: «Национализм (в США и Великобритании означает – национальность; национальная принадлежность, гражданство, подданство». Другими словами, западная политическая мысль трактует это понятие подразумевая, что национальность указывает на принадлежность к гражданам той или иной страны, имея ввиду каждого гражданина страны. Его обязанность быть верным своему государству, а государство обязано защищать каждого гражданина. Если государство способно защитить своего гражданина, то безусловно, и сам гражданин чувствует уважение к своему государству. Феномен такого государства как США, показывает, что принадлежность к какой-либо национальности не есть еще условие сплоченности всего народа. Именно поэтому в конституции США записано о гражданстве США, а не национальности американца. Все граждане, независимо от национальности, имеют одинаковые права перед законом. Именно это и есть гарант стабильности американского общества, собравшего на своей земле представителей всего мира. Гордость за свою страну, способность защищать ее с оружием в руках закладываются с детства. Но и одновременно люди, приезжающие в США в зрелом возрасте и получающие американское гражданство, уравниваются в своих правах с коренными американцами, а следовательно, по человеческому долгу берут на себя обязательства коренных американцев. Гражданами Франции становятся, по решению соответствующих французских органов, и арабы, и негры, и китайцы. У западных демократий практически отсутствует очень резкое разделение по признаку национальности. Тем не менее, у людей, проживающих в этих странах не отнять чувства национальной гордости за страну своего проживания. В этих странах существует другая проблема, это проблема расовых отношений.
Расизм – реакционная идеология, психология, политика и практика, основанные на признании якобы естественной, природной, биологической предопределенности неравноценности человеческих рас и проводящие линию разделения на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные», обоснования правомерности господства первых над вторыми. Расизм был официальной теорией и идеологией гитлеровского фашизма, национал-социализма.
В Советском обществоведении длительное время доминировало представление о национализме со знаком «–», что это психология и идеология предпочтения одной нации другой, в основе которых лежит концепция национальной исключительности, несовместимости с идеями общественного прогресса, идеями гуманизма, свободы и братства всех народов. Утверждалось, что национализм – это буржуазная политика и идеология, разжигающая национальную вражду. Утверждалось, что необходимо различать национализм больших наций и национализм малых, ранее угнетенных. К последним, в определенных условиях, допускалась известная терпимость. В этом случае применялось иное определение: « национализм – это движение в порабощенных странах за национальную независимость. Очень опасен бывает национализм больших наций, особенно такое его проявление как шовинизм.
Шовинизм – это крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии, пренебрежении к нравам и национальным ценностям других народов, проповеди насилия и вражды в национальных отношениях. Шовинизм на практике часто сочетается с расизмом.
Объективные причины разработки
идеологии белорусской государственности
Внешние причины
По нашему мнению, при разработке идеологии белорусской государственности необходимо учитывать всю совокупность изменений произошедших в окружающем нас мире за последние годы, ибо выбор идеологии белорусской государственности есть ни что иное как выбор приоритетов перспективного развития. Принципиальное отличие современной эпохи определяется прежде всего теми глобальными качественными изменениями, которые произошли в конце XX века на геополитической карте мира и результатах к которым они привели.(Ф. Фукуяма «Конец истории?» 1989 г.)
Вступив в третье тысячелетие, человечество открыло новую страницу своей геополитической истории. ХХ век завершил длившееся целую историческую эпоху глобальное геополитическое противостояние двух принципов освоения земного пространства за право утверждения определенной системы ценностей (идеологии) в мировом масштабе. ХХ век явился важнейшей вехой борьбы человечества за выживание. В этой борьбе многоголовая гидра тоталитаризма во всех ее проявлениях потерпела сокрушительное поражение. Развенчан миф о мировой коммунистической революции и мировой «диктатуре коммунизма». Человечество не встало на колени перед фашизмом, осудило сталинский казарменный коммунизм, удалось локализовать злокачественную опухоль исламского радикального фундаментализма, звериный оскал которого был продемонстрирован в сентябре 2001 года в США. Метастазы этой опухоли грозили распространением по всей территории России и других стран мира, преследуя цель порабощения человеческой цивилизации и установления очередного мирового тоталитарного (в данном случае уже исламского) господства к 2100 году.
Являясь высшим проявлением эволюционных возможностей самой природы, человечество интуитивно двигалось, по словам видного американского геополитика Ф. Фукуямы, от темной эпохи закона силы и мракобесия к наиболее разумному и логичному строю, воплотившемуся в капитализме, либерально – демократической идеологии, рыночной экономике. Распад СССР, разгром баз международного терроризма в Афганистане, Чечне, знаменуют падение последних бастионов «иррационализма». Две противостоявшие в недалеком прошлом геополитические силы Восток в лице России и Запад (США), сливаются в крепком рукопожатии, вступают в новое тысячелетие единым фронтом. Очевидно, что в наступившем веке основное геополитическое противоречие выстраивается не по оси Восток-Запад, а по оси Север-Юг, где стратегическое партнерство Востока и Запада выступает как безальтернативная данность, как результат осмысления реальности, понимания того, что возвращение к доктрине двухполюсного мира было бы губительным безумием. Второй холодной войны человечество не выдержит. Мировое капиталистическое хозяйство, диктуемые им зависимости – неотвратимая реальность настоящего и будущего, которой все больше подчиняются национально-государственные организмы. Усиливает данное утверждение фактор глобализации экономических, социальных и политических процессов, обострение глобальных проблем современности. Каждые пять дней численность населения земного шара возрастает на количество людей равное населению Минска. Большинству живущих людей удается при этом потреблять больше чем потребляли их предки. И это происходит потому, что новые технологии обеспечивают производство все большего количества продуктов из имеющихся ресурсов. Непрерывный рост эффективности производства – это вызов времени. В значительной степени неспособность командной экономики дать ответ на этот вызов привела к распаду СССР и усугубила экономическое положение Беларуси в годы независимости.
В этой связи становится актуальной необходимость утверждения на Земле новой философии развития, предполагающей рациональное перераспределение функций различных регионов в общечеловеческих интересах, повсеместное внедрение новейших ресурсосберегающих технологий (уже получивших широкое распространение на Западе) в производственную сферу развивающихся государств.
Вся планета превращается в единую глобальную экономическую систему, в мировой производственно-хозяйственный механизм, интегрированной частью которого становятся национальные экономики. В соответствии с этим утверждается принципиально новая философия организации общественного производства.
На смену государственной стратегии «опоры на собственные силы» повсеместно приходит осознание необходимости захвата своей доли мирового производства в передовых секторах, чтобы компенсировать неизбежный упадок других. Государства настойчиво ищут и находят свою неповторимую, особую нишу в мировом процессе общественного производства, оставляя те направления где не достигли совершенства другим. А в ряде случаев высокоразвитые государства должны взять на себя основную нагрузку жизнеобеспечения людей, проживающих в слаборазвитых странах, в целях сохранения экологической чистоты природных оазисов Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, являющихся общецивилизационными заповедниками, не подвергавшимися до сих пор «эрозии» промышленной революции.
Внутренние причины
Командно-административная система в бывшем СССР рухнула не случайно. Естественным образом победило то, что в большей степени отвечало логике жизни. Значительное количество людей было занято лишь тем, что превращало хорошее сырье в отходы, которых на единицу ВВП было здесь в 10 раз больше чем в странах Запада. Рост ВВП имеет смысл только в том случае, если его производство подчинено принципу: «производить то, что продается». Если же в результате производства стабильно растет количество убыточных предприятий, а производимая ими продукция не находит сбыта, то весь этот ВВП есть не что иное, как процесс перевода остродефицитных природных ресурсов (металла, энергетических носителей, древесины и пр.), а также человеческого труда в отходы.
Известно, что рыночная экономическая система отличается от командно-административной принципиально разным механизмом формирования цены товара. В условиях рыночной экономической системы цена формируется как результат спроса и предложения на ту или иную позицию товара. Уместно вспомнить по этому поводу известное сравнение К. Маркса, который говорил, что цена есть любовный взгляд, бросаемый товаром на деньги; если товар продан, тем самым доказано, что его потребительная стоимость кому-то нужна. Если же деньги отказывают товарам во взаимности, то последним приходится влачить безрадостное существование на складах. Сегодня деньги отказывают во взаимности многим видам белорусской продукции, которая по причине ненадлежащего качества и дороговизны в огромных количествах скопилась на товарных складах. Отсюда следует, что эта продукция не имеет потребительной стоимости, она просто никому не нужна, а значит, не имеет стоимости.
Десятилетний опыт самостоятельной государственной жизни Беларуси со всей очевидностью показал, что успех политического развития страны тесным образом связан с необходимостью четкого определения основных ценностных приоритетов перспективного развития, совокупность которых и являет собой идеологию белорусской государственности.
Проблема интепритации прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности ныне стала предметом острой идейной борьбы в нашем обществе. Группы активных и предприимчивых людей больше ценят свободу действий, возможности личного выбора, новые идеи и подходы. Воспитанное в духе догматизма и послушания пожилое население предпочитает государственный «порядок», с раздражением воспринимает споры парламентариев как пустую болтовню. Догматически настроенные слои ценят жизнь по истине, а критически мыслящие умы спрашивают, как ее понять?
Одни убеждены, что она им дана, а другие сомневаются и ищут ее.
Идеология белорусской государственности
как форма общественно-политического сознания
Из курса философии мы знаем, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, есть осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. Общественное сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия. Политика, политические отношения являются частью общественного бытия, соответственно политическое сознание выступает как отображение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия – всего разнообразия политической жизни.
Человек не может быть вне политики (по Аристотелю), а политика делается головой, а не какими – либо иными частями тела (М. Вебер).
Как известно, индивид, лишенный мировоззрения, превращается в животное в облике человеческом.
Политическое сознание представляет собой прочный сплав политической науки, политической психологии и политической идеологии (соответственно: знаний, чувств и ценностных установок).
Политическая идеология представляет собой субъективную сторону политического сознания. Это оценочный уровень политического сознания. Это суждения и мнения относительно целей политических действий, их результатов и последствий. На этом уровне политического сознания главным являются политические ценности и на этом уровне политического сознания функционирует такая форма политического сознания – как политическая идеология. Идеологическое пространство плюралистично, т.е. политических идеологий много. Наиболее известными политическими идеологиями в мировом политическом процессе являются либеральная идеология, неолиберальная, консервативная, неоконсервативная, коммунистическая идеология, социал-демократическая идеология.
Политическая идеология – это система социально значимых знаний, убеждений, верований о политике, отражающих сугубо корпоративную, групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества.
Значение идеологий в жизни общества обусловлено тем, что она являясь политическим мировоззрением, обладает силой веры и является сильнейшим субъективным фактором политической деятельности.
Идеология белорусской государственности – это разновидность политической идеологии.
В строго научном смысле государственной идеологией становится идеология победившей на свободных, демократических выборах партии, поскольку политическая идеология – это духовное образование специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан.
Другими словами, это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Она (политическая идеология) обладает ярко выраженной склонностью к экспансионизму. Считая установку современных исследователей от марксистов до экзистенциалистов, согласно которой человек есть существо, живущее в необратимом историческом времени упрощенной, румынский историк, исследователь религий М.Элиаде утверждал, что человек живет еще и вне исторического времени, а именно в своей мечте, своем воображении, иначе говоря, человек, общество, государство и соответственно межгосударственные отношения и мировое сообщество в целом имеют мировоззренческое измерение. Именно это измерение и определяет содержание господствующей в данный исторический период парадигмы (идеологии), т.е. в известном смысле государственной идеологии.
Другими словами, государственная идеология есть не что иное, как выражение самосознания данного народа.
Идеологию можно определить как некий строительный проект или эскиз, на основе которого конструируются структуры и функции власти в том или ином обществе.
Возникает закономерный вопрос, если политическая идеология выражает корпоративные взгляды определенной группы людей, то каким образом она может быть государственной идеологией, т.е. идеологией, выражающей интересы и предпочтения всего народа? (Идея становится материальной силой если она овладевает массами).
Для ответа на этот вопрос необходимо представлять себе следующее. Да действительно, идеология государства связана с идеологией правящего в каждый данный момент правительства. Нет сомнений в том, что условием благополучия белорусского народа, условием гражданского и национального согласия в нашей стране, является именно совпадение основополагающих постулатов идеологии правящего в каждый данный момент правительства, сформированного той или иной политической партией, с идеологией белорусского государства. Именно так обстоит дело в тех странах, которые принято называть цивилизованными и демократическими. Там одна правительственная партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на относящиеся к различным областям жизни фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом. Политическая сила, предпринявшая попытку на такое покушение, неизбежно утрачивает статус национальной и. как правило, самим народом устраняется с политической арены.
Существование особой западной идеологии отрицается. Но это на самом деле это и есть одна из идей западной идеологии, она существует, причем является более мощной, чем была советская, по всем основным характеристикам – числу занятых в ней людей, по средствам распространения и вдалбливания ее в головы людей, по пропитанности ею всей сферы общества. идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей, – в литературных произведениях фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет… Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего ментального питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ» (см. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия М., 1996. С. 311 – 313).
Поэтому проблема выработки государственной идеологии как совокупности общезначимых для всего народа ценностей и приоритетов это проблема в данном случае государств переживающих в своем политическом развитии этап системной трансформации, этап перехода от тоталитарного советского политического режима к демократии.
Стало быть, проблема для Беларуси, как и для России, сегодня состоит не только в формулировании национальной идеи, а точнее, государственной идеологии, как совокупности фундаментальных идей, отражающих интересы нации и обеспечиваемых государством, но и в достижении согласия по ним между различными социальными субъектами, принятия их в качестве наивысших социальных ценностей, в качестве ориентиров и установок деятельности всех национальных политических сил.
Программы же разных политических партий и движений должны в этих условиях приобрести статус конкурирующих конфигураций альтернативных блоков в рамках единой общенациональной стратегии. Таков императив нашей выживаемости как нации и залог нашего процветания.
Таким образом, государственная идеология есть совокупность идей и представлений, в которых данный народ осознает себя как общность, свое положение в окружающем мире, обосновывает смысл своего исторического существования, выражает свои интересы как социального субъекта и оправдывает свои социально-политические устремления и действия.
Государственная идеология выполняет главным образом мобилизующую функцию, она есть социально-политический феномен, без которого невозможно обеспечение полноценного функционирования и развития общества. Без идеологии, принятой в качестве государственной и отвечающей духу переживаемой эпохи государство как таковое оказывается несостоятельным.
Структура идеологии белорусской государственности:
Идеология белорусской государственности есть сложное многомерное образование. Она имеет определенную структуру.
1. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Р.Б. Конституция страны это свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии.
2. Экономической основой идеологии государства является Белорусская экономическая модель.
3. Политическую основу идеологии белорусского государства составляет белорусская политическая модель
4. Мировоззренческой основой идеологии государства выступает белорусская идеологическая доктрина – национальная идея.
Проблемы собственности,
справедливости и свободы в контексте определения
приоритетов перспективного развития
В настоящее время в нашей стране ведется широкая дискуссия по вопросам определения государственной идеологии, национальной идеи. Попытки определения государственной идеологии будут обречены на неудачу без учета ряда принципиально важных обстоятельств, наиболее существенными из которых являются вопросы собственности, справедливости и свободе.
О собственности
Первым из обстоятельств прямо влияющих на выбор той или иной идеологии в качестве государственной является необходимость определения в вопросе о собственности. (Нельзя браться за решение частных вопросов не решив вопросов главных.)
Все мыслители на протяжении веков вели дискуссию на эту тему. Существуют две основные модели организации человеческой жизнедеятельности:
1. Модель основанная на гарантированной государством неприкосновенности частной собственности.
2. Другие идеалом организации общественной жизни считают господство общественной собственности (чаще всего понимаемой как государственной). (Т. Мор, и др.).
Вопрос о собственности тесным образом связан с вопросом о свободе. Человек свободен только тогда, когда его жизнь обеспечена им самим. Самому обеспечить свою жизнь можно только имея собственность. Свободные граждане – свободное государство, богатые граждане – богатое государство. Страна богатеет, когда богатеют ее жители. Люди могут стремиться к богатству только тогда, когда это их богатство, их частная собственность. Частная собственность это тогда, когда собственность можно оставить детям и потомкам.
Частная собственность – основа семьи Запрещение частной собственности разрушает семью. Из бедности отдельных граждан нельзя построить богатое государство. Мы постепенно возвращаемся к старой народной истине, которая учит, что богатство державы создается старательностью хозяина, мастера, его уверенностью в себе и в своем достатке. Не хозяин не может быть и никогда не будет хозяином. Мы обязаны признать бесповоротно, что наша многолетняя борьба с психологией собственника за психологию не собственника была рождена глупостью, сама была величайшей глупостью. Мы обязаны сегодня признать, что не понимали фундаментального значения частной собственности в развитии человеческой цивилизации, что борьба с частной собственностью, по сути, обернулась разрушением экономики основ общественной жизни, разрушением села, города, семьи. Если частная собственность плодит умных и инициативных людей, то противостоящая ей государственная, то есть ничейная собственность, плодит ленивых дураков, плодит безумие, содрогающие мир абсурды, а самое главное, плодит самые ужасные формы насилия над личностью. Нет ничего страшнее и бесчеловечнее чем тоталитаризм, рожденный левой идеей, тоталитаризм, покоящийся на общественной собственности. Теоретический марксизм определял свободу как осознанную необходимость. Марксизм тяготел к такому истолкованию: нужно поставить людей в такое стойло необходимости, чтобы у них отпала тяжелая обязанность выбирать. Тогда люди, лишенные хлопот выбора, свободные от него, свободно пойдут по предначертанному им пути. Более извращенного понимания свободы трудно представить. Самая уязвимая точка в марксистской теории находится в зоне социального познания. Марксизм не уважает ни человека, ни общество как реальности. Все дифирамбы поются обществу будущего и человеку будущего, каковых еще только выделают из исторического сырья вооруженные марксизмом революционеры. В их голове сложился план преобразований общества. И власть нужна, чтобы заставить людей стать исполнителями этого плана (диктатуру пролетариата Ленин мыслил как власть не ограниченную абсолютно никакими законами). Репрессивная мораль тоталитарных государств направлена на возбуждение у человека чувства страха и вины, что очень способствует безропотному послушанию властям.
Без собственности нет нравственности. Истина банальная для всех исследователей, политиков и мыслителей. Именно с учетом этого простого суждения большевики формировали «новый класс – номенклатуру». Им нужны были чиновники на всех уровнях, лишенные собственности, а значит «нравственного закона в себе», чтобы не было никаких нравственных препятствий для реализации любых решений. Чтобы не возникало даже мысли о нравственной критике. Чтобы не задавалось вопросов, что позволено, а что нет. Противостоящая коллективизации приватизация, кроме всего прочего, является условием распространения нравственности в Беларуси. Социальная опора любого тоталитарного режима – люди без собственности, наемные работники государства, иждивенцы. Создание среднего класса – смертельная опасность для режима.
Следует иметь ввиду, что материальная приватизация лишь частично способствует распространению нравственности. Главной составляющей является интеллектуальная приватизация, т.е. создание профессиональных гильдий и сообществ, независимых от государственного «права на труд» и основных свободных профессий: юристов, врачей, ученых, политиков, священослужителей, артистов и художников. А в сфере остальных профессий – свободных профсоюзов. Именно профессиональные сообщества защищают интересы интеллектуальной собственности на профессиональное знание, поэтому культивируют у своих членов профессиональную этику, гильдийную гордость, честь и достоинство. Именно эти нравственные категории в первую очередь дают силу и волю добиваться правды и справедливости, а не терпеть беззаконие и ущемление прав, свобод, и достоинства людей. Члены профсоюза это уже не люмпены, даже не пролетарии. У них есть собственность, профессиональная честь и человеческое достоинство, им есть что терять кроме собственных цепей. Мелкий, люмпенский бизнес, не допускающий у своих наемных рабочих профсоюзной деятельности, плодит из своих работников только люмпенов, таких же, как мелкие хозяева этого бизнеса.
Таким образом напрашивается логический вывод,что без крупной приватизации не преодолеть люмпенизацию белорусского населения.
Крупные корпорации являются условием нравственного оздоровления тогда, когда возникают и становятся на ноги сообщества, профессиональные объединения и гильдии как собственников, так и наемных рабочих. Причем следует особо подчеркнуть, чтов крупных частных корпорациях могут создаваться свободные профсоюзы, а в государственном секторе они формироваться не смогут.
В «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта неоднократно повторяются слова: «Сначала хлеб, а нравственность потом». Как ни печально, но это похоже на правду. Тотальная пролетаризация обывателей оставляет актуальными только две ценности, на которые ориентированы люмпены и пролетарии: «хлеба и зрелищ». В пространстве, координатами которого являются эти две ценности, нет места долгу, чести, достоинству, всему, что дает возможность реализоваться «нравственному закону в себе». Промежуточным уровнем между физиологией и духовной жизнью выступают потребности в безопасности, которые представляются как уверенность в том, что низшие потребности не только удовлетворены, но их удовлетворению и в будущем ничего не угрожает. Сытый и «развлеченный» люмпен не способен приобщиться к более высоким ценностям, поскольку его сытость ему подарена кем-то, хозяином, начальником, государством. Как подарена, так может быть и отнята. Чувства безопасности у него не возникает. Советский чиновник может пользоваться всеми желаемыми материальными благами, «пока ведет себя хорошо», если он перестанет себя так вести, то может всего лишиться.
Чувство безопасности дает только неотъемлемая собственность. Если государство гарантирует «священное право частной собственности», обыватели начинают приобретать чувство безопасности за собственное будущее и будущее своих детей. Кроме собственности как таковой, они передают это чувство безопасности по наследству своим детям.Это справедливо и по отношению к интеллектуальной собственности. Человек должен быть уверен, что если он что-то делает хорошо, то это его умение и профессиональное знание может его прокормить. Чувство долга, чести и собственного достоинства являются принадлежностью людей, чей статус и материальное благополучие не зависят от действий властей, т.е. они принадлежат аристократам по рождению или людям, живущим в обществе с гарантированной неприкосновенностью частной собственности. Коммунистическая пропаганда сознательно вульгаризировала это этическое суждение через подмену терминов. Достаточно заменить в предыдущем суждении выражение» люди, живущие в обществе с гарантированной неприкосновенностью частной собственности» на выражение «частные собственники» и прочтите начало абзаца. Смысл (в сокращении получится такой) «чувство долга, чести и собственного достоинства есть только у частных собственников». Это уже кардинальным образом отличается от того, что подразумевалось первоначально. Но продолжайте дальше. Замените слова «частные собственники» на «богатые». Получится: «честь и собственное достоинство есть только у богатых». Подобное искажение самым негативным образом влияет на процесс трансформации общественно-политического сознания граждан. Объяснения о том, что дело не в «богатстве» отдельного человека, а в гарантиях неприкосновенности собственности, в чувстве безопасности, выражающемся в уверенности, что заработанное тобой в прошлом и то, что ты сможешь заработать в будущем, будет твоим, остаются за кадром.
Когда горел костер Яна Гуса в Констанце, бедная старушка подбросила в него вязанку хвороста. Она проголосовала за решения Констанцкого Собора, считая их добром. Ян Гус отреагировал словами: «Святая простота».
О справедливости
Другой важный вопрос, вопрос о справедливости. По этому вопросу существуют следующие утверждения:
1. Справедливо равенство.
2. Справедливо неравенство.
Почему это важно? Потому, что определении в этих скелетообразующих вопросах напрямую влияет на выбор самой государственной модели (идеологии).
В марксизме принято считать, что власть появилась вместе с классовым неравенством, эксплуатацией и государством. Но неравенство – категория не столько социологическая, сколько онтологическая и антропологическая. Люди индивидуальны и поэтому изначально неравны друг другу. Неравенство нельзя понимать как историческое грехопадение человека, преодолимое в перспективе того или иного «земного рая». Там где поборники полного равенства видят отклонение, философия плюрализма видит иные личности, истории и культуры. Люди интересны друг другу своей неодинаковостью, их неравенство является источником социальной и исторической динамики. Продуктивность взаимообмена людей базируется на их различии. В экономической сфере неравенство проявляется в имущественной сфере, в неодинаковости усилий и отдачи. Демократия равенства – это мир линейный, лишенный тайны, качественной прерывности, здесь как в застенке Оруэлла, не бывает тени – один всепроникающий и всепросвечивающий хирургический свет. Диалог с идеологией равенства становится содержательным тогда, когда имеешь дело не с вульгарными перераспределительными проявлениями но с наиболее респектабельными, например, с трудовой теорией стоимости и прибавочной стоимости. Вспомним чего не мог простить Сальери Моцарту. Сальери не сторонник преждевременной коммунистической уравнительности, он скорее близок социалистическому требованию вознаграждения по труду и готов легитимировать неравенство – в той мере, в какой оно обусловлено неодинаковостью трудового вклада. Феномен Моцарта потрясает вселенную Сальери тем, что вносит в нее чудо гения, нарушающего принцип механического соответствия между трудовым вкладом и полученным результатом. Сальери, словно марксистский политэконом, сводит, в целях единства измерения, сложный труд к простому. «Ремесло поставил я подножием искусству, я сделался ремесленник…, звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп» (Пушкин А.С. Соч.: В 3 т. Т. 2 М., 1986, с. 442.» И что же? Вместо рациональной предсказуемости он имеет перед собой оскорбительное для теории чудо. «О небо! где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?». «Там же».
Преступление Сальери сродни преступлению уравнительного левого радикализма, закончившего тоталитаризмом. Сначала левый радикализм требовал равенства стартовых условий, полагая, что этого достаточно для установления социального равенства. Когда же обнаруживается, что и в равных условиях разные люди получают неодинаковые результаты, поборники равенства требуют обезличить уже не обстоятельства, а самого человека. Так логика равенства влечет за собой смерть человека. Начав с искоренения исторического наследия, как повинного в неравенстве стартовых условий, поборники равенства заканчивают искоренением свободы творчества.
О свободе
Что же неожиданного вносит сюда свобода творчество?
Она преодолевает последние бастионы социологического натурализма всюду, и в частности в экономике, демонстрируя, что основным богатством общества является творческая свобода человека. Рабы тоталитарных режимов не покладая рук делали муравьиную работу, но воздвигнутые ими монументы – каналы и дамбы, БАМЫ и повороты рек – находятся по ту сторону и мира богатства, и мира Красоты.