Пенсионное обеспечение в Аргентине
В 1989 году Аргентина приступила к осуществлению революционных реформ, значительно снизивших степень государственного вмешательства и контроля. Наиболее важным шагом за последние годы стала приватизация системы пенсионного обеспечения. Пример Аргентины показывает, что даже в очень трудных экономических обстоятельствах возможно осуществить переход от системы пенсионного обеспечения, основанной на принципе - работающий платит за не работающего (РПН), к конкурирующим частным пенсионным программам с личными пенсионными счетами.
По системе РПН с ныне работающих взимается налог, используемый на выплату пенсий уже не работающим. Общая сумма социального налога на работающих и работодателей в Аргентине в прошлом доходила до 50%, что было непосильным бременем. Такие налоги приводили к тому, что частные компании не были заинтересованы в найме новых работников. Занятость в частном секторе перестала возрастать, и за последние два года, во время серьезной депрессии, вызванной мексиканским кризисом, безработица достигла 17%.
Стремясь избежать высоких социальных налогов и обременительного государственного контроля рынка рабочей силы, многие работники и компании уходят в подпольную экономику. По оценкам аргентинских экономистов, огромное число (почти половина) всех работающих трудятся неофициально или нелегально.
Поскольку такое большое число работающих не платило социальных налогов, показатель зависимости, т. е. число пенсионеров на одного работающего, который в действительности платит социальные налоги, составлял лишь немногим меньше единицы (один из самых высоких в мире). В результате возник порочный круг: высокие социальные налоги в легальной экономике приводили к оттоку рабочей силы в подпольную экономику, что приводило к еще большему повышению налогов и к дальнейшему оттоку рабочей силы из легального сектора, и т. д.
Программа приватизации, осуществление которой начато в 1994г., дает каждому работающему возможность выбора между старой системой и внесением пенсионных вкладов (обязательно не менее 111% заработка) в один из многочисленных частных пенсионных фондов. После вялого старта частная система стала быстро расти, и к настоящему времени более 60% работающих выбрали себе один из частных пенсионных фондов.
В скором времени более чем 90% работающих будут откладывать деньги на пенсию в рамках частных программ. Работающие имеют личные счета, где они накапливают средства на пенсию, внося вклады, а также получая дивиденды от финансовых операций, осуществляемых фондом. Пока фонды в основном инвестировали средства в государственные облигации, одна ко по мере выхода аргентинской экономики из депрессии они будут вкладывать все большую долю средств в акции частных предприятий и частные облигации. Такие инвестиции в частный сектор расширят аргентинский рынок капитала, отстающий по сравнению с другими странами Латинской Америки. Высокая доходность пенсионных фондов должна также привести к росту уровня сбережений после полного выхода аргентинской экономики из депрессии.
Все средства на пенсионное обеспечение, перечисляемые работодателями, все еще используются на выплату пенсий уже не работающим. Однако, несмотря на необходимость выплаты старых пенсионных пособий и создание новых счетов для работающих, общее налоговое бремя работающих и работодателей снизилось примерно на 10%. Более высокая доходность частных пенсионных вкладов означает, что работники, имеющие личные пенсионные счета, могут вносить на них меньше, чем при старой системе, и в то же время ожидать более высоких пенсионных выплат. Кроме того, отчисления на пенсионное страхование уже представляют собой не налог, а инвестиции в будущий пенсионный доход, в результате чего не которые работники уходят из подпольной экономики в легальный сектор. В результате возрастает вклад работодателей в систему РПН.
Экономисты обычно высказывают опасения относительно перехода от системы РПН к частной системе пенсионного обеспечения. Однако, как показывает в настоящее время пример Аргентины и как уже в течение 15 лет с успехом демонстрирует Чили, такой переход можно осуществить достаточно лег ко, несмотря на явное двойное налогообложение, поскольку частная система намного эффективнее системы РПН.
Оппоненты продолжают утверждать, что Соединенным Штатам и Европе не следует приватизировать свои системы пенсионного обеспечения и пугают пенсионеров перспективой снижения пенсионных выплат. В действительности же переход к частной системе пенсионного обеспечения в Америке и Европе должен оказаться еще более легким, чем в Аргентине, поскольку там существует более развитый рынок капитала, а ставки налогов для продолжения выплат пенсий уже не работающим, учитывая гораздо более низкий показатель зависимости, не должны быть такими высокими. Более того, отсрочка реформы приведет к тому, что ее осуществление будет представлять все большую сложность, поскольку число пенсионеров возрастает гораздо быстрее числа работающих.
Многие страны Центральной и Восточной Европы в настоящее время решают, какой тип системы пенсионного обеспечения выбрать. Эти страны могут избежать политических и экономических сложностей, с которыми столкнулись Западная Европа и большинство других стран, отдав предпочтение частной системе пенсионного обеспечения перед системой РПН. Сингапур, Гонконг и другие страны Азии, где в последние годы были введены системы пенсионного обеспечения, учли негативный опыт Западной Европы и избегают введения системы РПН.
Экономически развитым странам следует стыдиться того, что пионерами в приватизации системы пенсионного обеспечения выступили две страны, недавно появившиеся на экономической карте. По моему убеждению, пенсионеры и работающие как в развитых странах, так и в странах Центральной и Восточной Европы, приветствовали бы приватизацию, знай они, какой успешной была реформа в Аргентине - стране с гораздо более серьезными экономическими проблемами, чем проблемы любой самой застойной экономики в Европе.