Вопрос 1. Основы военного права и его место в правовой системе
Имени А. Мырзахметова
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Экземпляров__________
Экземпляр №_________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По ВОЕННОМУ ПРАВУ обучающихся по специальности «Организация воспитательной и идеологической работы в Сухопутных войсках» (ВУС – 801000)
Программа 2011 года
Тема № 1: «Общие положения о праве и правоведении»
Обсуждена на заседании военной кафедры
Протокол №_____от «______»_________201__ года.
Разрешаю использовать в __________ учебном году
Начальник военной кафедры А.Алпысбаев.
Разрешаю использовать в __________ учебном году
Начальник военной кафедры А.Алпысбаев.
По книге учета методических документов №_____
Г. Кокшетау
Утверждаю
Начальник военной кафедры КУАМ
Полковник А.Алпысбаев
«____» _________ 201 год
План проведения занятия
по «Военному праву и правовой работе»
со студентами ________взвода «____»_____________ 200__г.
со студентами ________взвода «____»_____________ 200__г.
со студентами ________взвода «____»_____________ 200__г.
Тема № 1. «Общие положения о праве и правоведении».
Учебные цели: Довести до слушателей понятие о военном праве и военном законодательстве, месте военного права в правовой системе Республики Казахстан. Раскрыть особенности и назначение военного права, его социальную роль в Вооруженных силах РК.
Время: 2часа.
Метод: лекция
Место: класс.
Материальное обеспечение: методическая разработка, плакаты, схемы.
Учебные пособия и литература: Конституция Республики Казахстан; Военная Доктрина Республики Казахстан; Учебник «Военное право», 1998г; Учебник «Военная история Казахстана», 1998г; методическая разработка, рабочие тетради; сборник законодательных и других нормативных правовых актов в области обороны и безопасности Республики Казахстан.
Ход занятия:
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Действия руководителя и обучаемых. Содержание учебных вопросов. |
1. | Вводная часть | Принимаю доклад дежурного по взводу. Проверяю наличие студентов, внешний вид, готовность к проведению занятий. Объявляю тему, цель занятия и учебные вопросы. | |
2. | Основная часть | ||
1. Значение права в становлении общества и личности. Возникновение права, как регулятораобщественных отношений. Отличие правовых норм (правил) от других правил поведения людей в обществе. 2. Понятие военного права, его место в правовой системе РК. Отрасль права. 3. Военное право в правовой системе государства. Роль военного законодательства в строительстве и укреплении Вооруженных Сил Республики Казахстан. | Приступаю к изложению лекционного материала. Акцентирую внимание на основных понятиях и терминах.(общество, личность, право) Изучить систему права, структуру военного законодательства РК Разъяснить особенности и роль военного права в строительстве ВС РК | ||
3. | Заключительная часть | Даю задание на самоподготовку, отвечаю на вопросы. Зачитываю список рекомендуемой литературы, для самостоятельного изучения. Подвожу итоги занятия. |
Руководитель занятия подполковник запаса : А. Кажимов
Вопрос 1. Основы военного права и его место в правовой системе.
Одной из главных задач государства является, согласно Конституции РК, обеспечение безопасности страны. В своей разносторонней деятельности, направленной на решение этой задачи, государство активно использует право как совокупность общеобязательных правил поведения. Право - действенный государственный регулятор отношений, возникающих в процессе военного строительства.
Вопросы поддержания на должном уровне оборонного могущества страны, боевой готовности ВС РК, жизнь быт и деятельность войск, военнослужащих детально регламентированы законами и иными нормативными актами. Это обеспечивает организованность и единство действий военнослужащих, мобилизует их на безупречное несение военной службы, содействует успешному выполнению ими воинского долга.
Право не только регулирует и закрепляет систему воинских отношений, но и стимулирует их развитие в интересах успешного решения задач по защите Отечества. Право служит эффективным средством охраны боеспособности ВС РК и установленного в них правопорядка от каких бы то ни было посягательств.
Установление запретов на действия, причиняющие ущерб интересам укрепления обороны страны и ее Вооруженным силам, введение ответственности за нарушение правовых предписаний создают необходимые условия для предупреждения дисциплинарных проступков и преступлений, причинения материального ущерба государству, способствует укреплению воинской дисциплины и правопорядка в частях и на кораблях.
Офицеры являются проводниками политики государства в ВС РК. Необходимым условием успешного решения ими задач в области военного строительства является хорошее знание правовых предписаний государства и умение применять их на практике. Именно офицерский состав ежедневно соприкасается с правовыми нормами, исполняет и применяет эти нормы, организует их выполнение подчиненными.
Из правового положения офицеров как руководителей и воспитателей подчиненных вытекает их обязанность заниматься правовым воспитанием личного состава. Эта обязанность закреплена в Уставе внутренней службы ВС РК (п.75) и в других нормативных актах.
Командирам и другим начальникам предоставлено право отдавать приказания, а прямым начальникам - применять к подчиненным дисциплинарную власть. К ним будут поступать письма, жалобы и заявления военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей. Их надо будет своевременно и законно разрешать. Перед ними будет стоять и такая важная задача, как предупреждение правонарушений в армии и на флотилии. Придется ежедневно разрешать многие другие вопросы, требующие знание норм права.
Отсюда очевидно, что успешное решение этих задач невозможно, если не будет достаточной степени подготовленности в правовом отношении. Потому что вся деятельность офицера-юриста, связанная с применением и исполнением правовых предписаний, должна быть не только обоснованной и целесообразной с военной точки зрения, но и законной, то есть строго соответствовать требованиям законов и воинских уставов.
Таким образом, глубокое понимание сущности права, знание его норм и умение применять их на практике – настоятельная необходимость для каждого офицера, а офицера-юриста особенно. Именно с этой целью в высших военно-учебных заведениях и на военных кафедрах введено преподавание курса военного права.
Как известно, в самом общем виде право можно определить как систему общеобязательных норм, правил поведения, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни. Право существует в виде определенной системы. Структурными элементами системы права являются : норма права, институт права, отрасль права. Выделение отрасли права определяется объективной необходимостью.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в одной определенной области общественной жизни. В основе деления права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования.
Само название отрасли «Военное право» дает представление о круге отношений, регулируемых ее нормами. Общим предметом военного права выступают общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Исследуя правовое регулирование в данной сфере, можно увидеть, что эти отношения регулируются нормами различных отраслей права. Так, отношения в сфере военного управления регулируются административным правом, в сфере финансовой деятельности военных организаций – финансовым правом, а в сфере землепользования – земельным правом. Правоохранительную функцию в системе воинских правоотношений выполняют нормы уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового права, в сфере материально-технического обеспечения Вооруженных Сил действуют нормы гражданского права. Являясь составной частью соответствующих традиционных отраслей права, перечисленные нормы одновременно включаются в военное право.
Вместе с тем в регулировании собственно воинских отношений участвует большое количество правовых норм, которые нельзя отнести ни к какой из традиционных отраслей права. Например, нормы законов РК «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О воинской службе и статусе военнослужащих», воинских Уставов.
И нормы традиционных отраслей права и нормы специальных правовых актов объединяет их предметное единство – общественные отношения в области военной деятельности государства. Специфика предмета правового регулирования, его предметное единство и особенности действующих в данной области правовых норм позволяют выделить в правовой системе «Военное право» как самостоятельную отрасль права.
Внутри предмета отрасли «Военного права» представляется необходимым выделить несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства:
К 1-й группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; управления Вооруженными Силами РК и другими войсками и воинскими формированиями и их всестороннего обеспечения.
Ко 2-й группе относятся общественные отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту и ее прохождением в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также статусом военнослужащих (правами, обязанностями и ответственностью), обеспечение военнослужащих натуральным и денежным довольствием, предоставление военнослужащим, лицам, проходившим военную службу, и членам их семей пенсий и пособий.
В 3-ью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.
В 4-ую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, ведением военных действий, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права.
Таким образом, военное право является комплексной отраслью права. Это связано с тем, что в его состав наряду с нормами, которые не входят в другие отрасли права, входят нормы, которые наряду с военным правом относятся и к другим отраслям права – административному, финансовому, земельному и другим.
Основными объединяющими моментами, придающими единство, внутреннюю согласованность и органическую взаимосвязь нормам военного права являются общность цели правового регулирования – укрепление и совершенствование военной организации, специфические принципы военной организации – централизация, единоначалие и воинская дисциплина.
Военное право по сравнению с другими отраслями права казахстанского права имеет ряд особенностей. Эти особенности заключаются в следующем :
- военное право, как было указано ранее, более детально, чем другие отрасли права, регулируют общественные отношения, связанные с функционированием военной организации;
- нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, предъявляемых к военнослужащим;
- военнослужащие по сравнению с другими гражданами несут повышенную юридическую ответственность;
- для военного права характерно наличие таких источников, которые специально направлены на регулирование отношений в области строительства Вооруженных Сил и которые составляют ядро, сердцевину рассматриваемого комплексного формирования.
Получение всесторонних знаний о военном праве связано с изучением его источников. Ведущее место среди них занимает Конституция Республики Казахстан. Так, Конституция РК защиту Республики Казахстан определяет священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. И устанавливает, что граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом (статья 36). Важнейшей функцией государства в области военной деятельности Конституция определяет обеспечение целостности, неприкосновенности и не отчуждаемости своей территории (ст.2).
В числе источников военного права важное место принадлежит Закону РК «О всеобщей обязанности и военной службе» от 19 января 1993 года. Он устанавливает общее устройство вооруженных Сил РК и способы их комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе и порядок ее прохождения; права, обязанности и ответственность военнослужащих и военнообязанных; регулирует отношения в других сферах военного строительства.
К перечню источников военного права относятся: законы РК: 16 февраля 2012 года
№ 561-IV ЗРК «О воинской службе и статусе военнослужащих», от 9 апреля 1993 года» «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», от 23 июня 1992 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан»; Указы Президента Республики Казахстан: от 31 августа 1992 года № 902 «О войсках Правительственной связи Республики Казахстан», от 10 февраля 2000 года 1 334 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» и другие.
Большую роль в регулировании общественных отношений в Вооруженных Силах играют утвержденные Указом Президента РК от 27 ноября 1998 года за № 4156 общевоинские уставы – Устав внутренней службы Вооруженных Сил РК, Дисциплинарный устав ВС РК, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РК. Они представляют собой систематизированные своды правил поведения и служебной деятельности военнослужащих. Каждый из них регулирует отношения в определенной сфере воинской деятельности. Так, Устав внутренней службы определяет общие обязанности военнослужащих и взаимоотношения между них, правила внутреннего распорядка в полку и его подразделениях, обязанности основных должностных лиц полка и подразделений. В Уставе гарнизонной и караульной служб излагаются организация и порядок несения гарнизонной и караульной служб, а также определяются права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы. Дисциплинарный устав устанавливает общие правила воинской дисциплины, дисциплинарные права командиров и начальников, виды поощрений, дисциплинарных взысканий и порядок подачи и разрешения предложений, заявлений, и жалоб военнослужащих. Твердое знание общевоинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований являются непременным условием успешной деятельности каждого военнослужащего в процессе несения воинской службы.
Источниками военного права являются также правовые акты, утвержденные постановлениями Правительства РК. К ним, например, относятся положения о прохождении воинской службы, о льготах военнослужащим и членам их семей и ряд других.
Значительное место в правовом регулировании воинских отношений занимают нормативные акты органов военного управления: Строевой устав РК, Корабельный устав ВМФ, боевые уставы, положения, наставления, инструкции, руководства, правила, нормативные приказы и директивы Министра обороны и нижестоящих органов военного управления. Все эти нормативные акты издаются органами военного управления в пределах их компетенции на основе и во исполнение законов. Детализируя и конкретизируя нормы законов, акты военного управления охватывают регламентированием самые различные стороны жизни, быта и деятельности войск. Практически нет ни одной сферы воинских отношений, которая в той или иной степени не была бы регламентирована нормами актов военного управления.