Вопрос. Пореформенное развитие России. Особенности становления индустриального общества в России
Годы после великих реформ 60-70-х гг. это период быстрого экономического развития, сопровождавшегося изменениями в социальной структуре общества. К концу XIX в. Россия стала крупнейшей по территории и населению страной в мире, в ней проживало 126 млн. человек. Ее экономическое развитие отмечалось рядом особенностей, важнейшими из которых были:
а) неравномерность размещения производительных сил. Большое значение приобретали новые промышленные районы – Юг, Закавказье, Прибалтика. Урал стал отставать в своем развитии. Районы Сибири и Средней Азии оставались неосвоенными;
б) высокая степень концентрации производства и рабочих. Так, в 1890 г. половина всех рабочих России была занята на предприятиях с численностью 500 и более рабочих. По уровню концентрации рабочего класса к концу XIX в. Россия заняла первое место среди капиталистических стран;
в) наряду с крупной промышленностью в экономической жизни еще значительную роль играли крестьянские промыслы;
г) проникновение в российскую экономику иностранного капитала, которого привлекали дешевая рабочая сила, сырье, а также широкие возможности развития предпринимательской деятельности. Если к 60-м гг. иностранный капитал в русской промышленности составлял 9,7 млн. руб., то к концу 70-х гг. – 97,7 млн. руб.
Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, где сохранялись остатки крепостничества. За 60-90-е гг. средняя урожайность зерновых возросла с 29 до 39 пудов с одной десятины, а среднегодовой сбор зерновых – с 1,9 до 3,3 млрд. пудов. Однако сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно. Крестьянство страдало от малоземелья, особенно острым земельный голод был в европейской части России. Если в 1860 г. на одну мужскую душу приходилось 4,8 десятин земли, то в 1880 г.- 3,6, а в 1900 г. – всего 2,6. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещика за обработку, испольщину и издольщину. К концу XIX в. аграрный вопрос обострился. Возможности развития сельского хозяйства, обеспеченные реформой 1861 г., были исчерпаны. Необходимы были новые аграрные преобразования, которые могли быть осуществлены либо мирным, либо революционном путем. Значительные перемены в пореформенные годы произошли в промышленности. Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые – нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. В 80-90-х гг. завершился промышленный переворот и машинная индустрия пришла на смену мануфактуре. По темпам роста производства в отраслях, определяющих процесс индустриализации, к 80-м гг., Россия вышла на первое место в мире, а по абсолютным объемам производства в пятерку крупнейших держав мира. С 1860 по 1895.гг. выплавка чугуна возросла в 4,5 раза, добыча угля – в 30 раз, нефти – в 754 раза. Широко развернулось железнодорожное строительство. К началу 60-х гг. протяженность железных дорог составила 1,5 тыс. км, а к началу XX в. – более 50 тыс. км. Но несмотря на быстрое развитие промышленности, индустриализация страны не была завершена, и Россия не могла догнать передовые страны Европы и Америки.
Особенности развития российского капитализма. Россия вступает в стадию империализма одновременно в ведущими странами Запада на пороге ХХ века. Индустриальный рывок вывел страну на новые рубежи, и обострил множество противоречий. В утверждении капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, - только в 30 - 40-е гг. XIX в. Связанное с заменой ручного труда машинным, развитие капиталистической мануфактуры, как и во всех странах, прежде всего, происходило в лёгкой промышленности. На очереди встала следующая задача - капиталистическая индустриализация. Однако в течение трёх десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом довольно скромным (2,5 - 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьёзным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырьё и оборудование для строительства железных дорог. Важнейшие шаги на этом пути, связанные с именем графа С. Ю. Витте, были сделаны с середины 90-х гг. Многие из современников сходились в том, что как государственный деятель Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обострённым «чувством жизни и её потребностей». Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 гг. Он стремился приблизительно за 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного промышленного развития он предполагал достичь за счёт трёх основных источников накопления - привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жёсткой налоговой политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов. К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской России окончательно формируются 8 основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны - Транссибирская магистраль, Среднеазиатская и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.
Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для России. В развитии отраслей тяжёлой промышленности - металлургической, каменноугольной, машиностро-ительной, электротехнической - его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причём на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, германия, Бельгия. Результаты экономической политики Витте выглядели впечатляющими. Промышленный взлёт 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий. Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия сразу создавалась здесь как крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжёлой индустрии была характерна гигантская концентрация производства - на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 пролетариата. К 1914 г. промышленный пролетариат в Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях. Экономический подъём в 90-е гг. был связан и с торгово - промышленной политикой самодержавия - развитием акционерного учредительства: ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришёлся на 1899 г., когда было открыто 156 русских и 37 иностранных компаний. К началу ХХ века Россия по объёму промышленного производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США. Доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1,72% в 1860г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся в её распоряжении возможностям и современным задачам страны. С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот - в четыре раза. Главными торговыми партнёрами России были Англия и Германия. Российский экспорт на 3/4 составляли сельскохозяйственные продукты, а импорт - главным металл, уголь, машины, хлопок. Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт вырос в 1860 - 90-е гг. в 5 раз. В конце XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объёму сельскохозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма - «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования и применявших прогрессивный наёмный труд, и «американский» с доминирующими крестьянскими хозяйствами американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным - здесь шире применялся наёмный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу ХХ в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Опорой «американского» пути были окраины, не знавшие крепостного права, - Новороссия, Заволжье, Сибирь.