Модель зависимости от ресурсов
Модель зависимости от ресурсов уменьшает роль организационных действующих лиц в определении судьбы организаций. Это альтернативная модель, которая вновь требует рассмотрения организационных решений и действий (Aldrich и Pfeffer, 1976; Pfeffer и Salancik, 1978). Следующее обсуждение в основном опирается на анализ Алдрича и Пфеффера с некоторыми дополнениями и разъяснениями.
Модель зависимости от ресурсов сильно связана с тем, что было принято называть политико-экономической моделью организаций (Wamsley и Zald, 1973; Benson, 7975) и "зависимообменным" подходом (Hasenfeld, 1972; Jacobs, 1974). Исходной предпосылкой для модели зависимости от ресурсов является тот факт, что решения принимаются внутри организаций. Эти решения принимаются на основе внутриорганизационного контекста (Schreyogg, 1980). Другим важным аспектом модели является тот факт, что организации стараются активно взаимодействовать с окружающей средой. Организации пытаются управлять окружающей средой для достижения собственных выгод. Организации принимают стратегические решения для того, чтобы приспособиться к условиям окружающей среды, а не просто играют роль пассивного реципиента внешних сил, что подразумевается популяционно-экологической моделью. В этом процессе жизненно важна роль менеджмента. Приведенный ранее анализ МОО во многом основывается на теории зависимости от ресурсов. Модель зависимости от ресурсов начинается с утверждения, что ни одна организация не способна создать все необходимые ей ресурсы. Также не каждый возможный вид деятельности можно произвести внутри организации, чтобы сделать ее самодостаточной. Оба эти условия означают, что ресурсы организаций должны зависеть от окружающей среды. Даже те организации, которые кажутся самодостаточными, такие как монастыри, должны набирать новых членов, иначе они перестали бы существовать. Необходимые ресурсы могут быть представлены в виде сырья, финансов, персонала или услуг или производственных операций, которые организация не может производить или не производит для себя сама. К ресурсам также относятся технологические новинки (Marple, 1982). Источниками ресурсов в окружающей среде являются другие организации, за исключением организаций сельскохозяйственной и добывающей промышленности, которые потенциально обладают физической базой сырья. Но даже эти организации в отношении других ресурсов зависят от других организаций. Тот факт, что ресурсы приходят от других организаций, означает, что модель зависимости от ресурсов можно рассматривать как межорганизационную модель зависимости от ресурсов.
Поскольку модель зависимости от ресурсов представляет организацию как активного участника во взаимоотношениях с окружающей средой, в ней также содержится идея о том, что руководители организаций "также как и организациями, управляют окружающей средой, и последний вид деятельности, может быть, столь же, если не более, важен, чем первый" (Aldrich и Pfeffer, 1976: с. 83). Это институциональный уровень функционирования, на котором организации связаны с социальной структурой через высшее руководство (Parsons, 1960).
Основным элементом модели зависимости от ресурсов является стратегический выбор (Chandler, 1962; Child, 1972). Это понятие подразумевает, что решение принимается в условиях наличия ряда альтернатив в отношении той стратегии, которую организация будет использовать в своих взаимоотношениях с окружающей средой. Предполагается, что окружающая среда насильно не вводит организацию в ситуацию, при которой невозможен никакой выбор. В своем взаимодействии с окружающей средой организация сталкивается с рядом возможных альтернатив. Апдрич и Пфеффер отмечали, что критерии, по которым осуществляется выбор и по которым определяются структуры, одинаково важны и проблематичны. Не существует единственной оптимальной структуры или образа действий. Модель зависимости от ресурсов подчеркивает важность механизмов внутренней власти в определении сделанного выбора. И механизмы внутренней власти, и требования внешних групп являются центральными в процессе принятия решений. В модель зависимости от ресурсов не входит понятие цели как части процесса принятия решений.
Модель зависимости от ресурсов предполагает, что организации активно воздействуют, или пытаются это сделать, на окружающую среду. Это способствует изменениям среди организаций, поскольку эти изменения являются результатом сознательных, запланированных реакций на случайные воздействия окружающей среды. Организации пытаются поглотить взаимозависимость и неопределенность полностью, через слияние (Pfeffer, 1972b), или частично, через кооперацию (Pfeffer, 1972а; Alien, 1974) или через движение кадров среди организаций (Pfeffer и Liblebici, 1973; Aldrich и Pfeffer, 1976-.С.87). Конгломерат корпораций - выдающийся пример изменения организационной формы при помощи стратегического выбора. Столь же поразительно, что не так давно форма конгломерата оказалась на грани исчезновения.
Модель зависимости от ресурсов не имеет дела с процессом отбора, который является основополагающим для популяционно-экологической модели. Вместо того чтобы рассматривать отбор исключительно с точки зрения отбора окружающей средой подходящих организационных форм, модель зависимости от ресурсов рассматривает, каким образом организации взаимодействуют с окружающей средой с целью обеспечения собственного выживания и процветания. Однако окружающая среда все равно остается ключевым фактором. Aldrich и Pfeffer (1976: с. 89) утверждают, что в окружающей среде содержится много ограничений, неопределенностей и случайностей, с которыми сталкиваются организации. Организационные единицы, способные противостоять ограничениям, неопределенностям и случайностям, становятся наиболее могущественными (Hickson и другие, 1971). Распределение власти внутри организации имеет решающее значение при определении природы сделанного выбора, тем самым связывая окружающую среду с выборами, произведенными властными структурами организации. Особое внимание, уделяемое власти внутри организации, необходимо, поскольку решения принимаются в политическом контексте. Модель зависимости от ресурсов придает особое значение межорганизационным различиям мощностей и игнорирует их иерархические различия. Иерархические различия мощностей должны рассматриваться в любом анализе стратегического выбора, поскольку подобные различия могут аннулировать межорганизационую борьбу за власть. Вполне возможно, что властные отношения между единицами, такими как отдел маркетинга и производственный отдел, имеют решающую роль в определении того, кто поднимется по иерархической лестнице, но когда иерархия установлена, та власть, которая займет место на самом верху организации, окажется основополагающей при принятии стратегических решений. Независимо от источника власти стратегические выборы, конечно же, остаются связанными с воздействиями окружающей среды. Опять-таки, понятие целей в сфере принятия решений в эту модель не включается.
Существует три способа, которыми осуществляется стратегический выбор, связанный с окружающей средой (Aldrich и Pfeffer, 1976). Первый состоит в том, что лица, принимающие решения в организациях, имеют автономию. Эта автономия гораздо шире, чем можно было бы предположить исходя из строгого соблюдения детерминизма окружающей среды. Автономия лиц, принимающих решения, сказывается в том, что относительно занимаемой ниши в окружающей среде можно принять разного рода решения -для данной окружающей среды подходит больше одного вида структуры. Кроме того, организации могут занимать или покидать ниши. Этот факт можно подтвердить на примере того, что коммерческие компании могут решить испробовать новые рынки и оставить старые. Также многие колледжи и университеты стараются расширить свои ниши, очевидно, вследствие уменьшения потребности со стороны традиционных студентов, предлагая все более и более разнообразные программы и курсы, рассчитанные на нетрадиционных студентов более старшего возраста.
Второй способ осуществления стратегического выбора заключается в попытках управлять самой окружающей средой. Коммерческие компании стараются создать спрос на свою продукцию; они также могут заключать соглашения с другими фирмами для того, чтобы регулировать конкуренцию, законным или незаконным образом. Участвуя в политическом процессе, коммерческие компании могут добиться утверждения тарифов или квот, чтобы ограничить конкуренцию со стороны иностранных фирм. Организации общественного сектора поступают таким же образом, когда расширяют или борются за сохранение своей юрисдикции. Организации пытаются уменьшить свою зависимость от других организаций (Dunford, 1987). Также организациям очень выгодно, когда от них зависят другие организации. Дунфорд отмечает, что некоторые организации даже сдерживают технологическое развитие, манипулируя патентами, используя его как средство контроля ресурсов.
Третий способ осуществления стратегического выбора относительно окружающей среды основывается на том факте, что особые условия окружающей среды по-разному воспринимаются и оцениваются разными людьми. Этот пункт имеет решающее значение и нуждается в некотором уточнении. Действующие субъекты в организациях воспринимают реальность в силу собственного происхождения и ценностей. Одно научное исследование описывает ситуацию, когда политика найма администраторов в крупную коммерческую компанию привела к тому, что биографии администраторов фирмы оказались весьма похожи (Kanter, 1977). Кантер предположил, что это позволяет администраторам доверять друг другу, поскольку они воспринимают окружающий мир одинаковым способом и благодаря этому принимают одинаковые решения. Разумеется, здесь возникает проблема единообразия, связанная стем, что одна точка зрения не в состоянии выявить некоторые ошибки.
Окружающая среда воспринимается, интерпретируется и оценивается человеческими субъектами внутри организации.Восприятие становится реальным фактором и условия окружающей среды важны только в связи с тем, как они воспринимаются лицами, принимающими решения в организации. Различные субъекты воспринимают одно и тоже явление совершенно по-разному. Это происходит, поскольку лица, принимающие решения в организациях, управляют окружающей средой на основании собственного восприятия, собственных интерпретаций и оценок. Хотя, как мы уже отмечали, внутри организации среди администраторов, благодаря похожим биографиям, может наблюдаться сходство, что, впрочем, отнюдь не прекрасно, сходство между организациями невозможно. Различные организации будут действовать по-разному в одинаковых условиях окружающей среды в случае, если их восприятие различается. Здесь решающим является вопрос того, в какой степени организационные восприятия отклоняются от объективных показателей условий окружающей среды (Starbuck, 1976).
Алдрич и Пфеффер совершенно верно отметили, что существует ограниченное количество возможностей выбора, доступных лицам, принимающим решения в организациях. Могут существовать преграды, обусловленные законодательством, которые не позволяют организациям вторгаться в определенные области. Также существуют экономические барьеры. Некоторые проекты могут слишком дорого стоить. На рынках могут господствовать несколько компаний, и вступление в него новых, небольших фирм будет невозможно.
Кроме препятствий, которые мешают принятию некоторых решений, решения, связанные с попытками изменить окружающую среду, могут оказаться невозможными для многих организаций. Мелкие организации, например, в гораздо меньшей степени, чем крупные, способны видоизменять свою окружающую среду. Небольшой государственный колледж имеет гораздо меньшее влияние на обстановку в образовании, чем Гарвардский университет.
И последним аспектом модели зависимости от ресурсов будет способ, которым сохраняются организационные формы. Апдрич и Пфеффер предлагают несколько механизмов, используемых организациями для сохранения приспособлений, имевших успех в прошлом. Механизмы сохранения представляют различные способы тактических решений относительно того, как следует управлять организацией после принятия стратегического решения.
Одним из приемов сохранения является бюрократизация. Организации разрабатывают документацию и системы хранения данных. Примеры из организационного прошлого служат прецедентами для организационного настоящего. Разработка организационной политики исполняет ту же функцию. Документы и политика обеспечивают решения, которые должны быть восприняты структурной и содержательной составляющими организации. Это поддерживает целостность организации и гарантирует сохранение старых форм. Ролевая стандартизация и специализация с соответствующим профессиональным описанием также обеспечивают приверженность определенной политике. Другая важная характерная черта бюрократии - прогресс, основанный на производительности, -также способствует цельности. Если люди углублены в систему, их восприятие будет вполне обычным и они будут реагировать так же, как люди реагировали в прошлом. В конечном итоге бюрократический механизм иерархической структуры также способствует процессу сохранения. Власть тех, кто находится во главе организации, рассматривается как законная. Власть используется, и никакие решения не оспариваются. Бюрократизация, возможно, одна из самых эффективных форм администрирования, и все организации, если они стремятся к эффективности, придут к этой форме (Perrow, 1979).
Другим приемом сохранения является процесс социализации. Индивидуумы, входящие в организацию, постоянно общаются между собой формальными и неформальными способами (Dornbush, 1955), так что "культура организации передается новым ее членам" (с. 97). Частью культуры организации является народная мудрость и действующий "практический способ", выдержавший испытание временем.
И в итоге основная структура организаций со временем не изменяется. Как было отмечено, по мере продвижения к верхушке организации персонал тщательно отбирается и отфильтровывается. Фильтрация и отбор осуществляются людьми, которые уже находятся во главе организации и склонны отбирать людей, которые похожи на них.
Поскольку рекламная компания руководителей основывается на их опыте и компетенции в отношении имеющих значение для организации случайных событий, определение организационной изменчивости остается тем же самым, сходство характеристик руководства подтверждается далее. Организации, которые ориентированы на маркетинг, такие как компании, выпускающие потребительские товары, будут продвигать людей с опытом в области маркетинга или сбыта, которые, вследствие сходных биографий и социального положения, обладают достаточно сходными представлениями в отношении организационной политики (Aldrich и Pfeffer, 1976: с. 98).
Таким образом, существует ряд механизмов, обеспечивающих сохранение организационных форм, ранее имевших успех. Модель зависимости от ресурсов основное внимание уделяет тому, каким образом организации справляются со случайными событиями окружающей среды.
Получение ресурсов является основной деятельностью организаций, и модель зависимости от ресурсов это учитывает, но игнорирует понятие целей. Как скоро будет понятно, я считаю, что к этой модели необходимо прирастить модель, которая рассматривает организационную деятельность также и в связи с целями.