Тема: Мораль, право, этика как социальные явления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального обеспечения и безопасности
Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
«02» сентября 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная этика юриста
Направление подготовки
Степень выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
очная
Ижевск 2011
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Профессиональная этика юриста
является:
Усвоению и привитию высоких нравственных качеств, коим должен обладать юрист, посвятивший себя торжеству, справедливости, защите прав и свобод человека и гражданина.
Задачи освоения дисциплины:
- Изучить содержание и познать социальную ценность профессиональной этики юриста.
- Усвоить содержание видов юридической этики и специфику проявления в правоприменительной деятельности при расследовании, рассмотрении и разрешения юридических дел (административных правонарушений, гражданских, арбитражных и уголовных дел).
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в цикл ГСЭ, базовой части ООП бакалавриата.
Дисциплина адресована бакалаврам, 1 года обучения
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы:
· Рабочая программа,
· планы семинарских занятий,
· тематика рефератов, литературы,
· учебно-методический комплекс.
· компетенция на пороговом уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению всех других юридических дисциплин, в т.ч. теория государства и права, гражданское право и процесс, уголовное право и процесс, правоохранительные органы и др. в цикле ГСЭ, профессиональный, базовая ООП.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически,
в ней выделены разделы
Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики юриста. Выделяются виды юридической этики и анализируется специфика их проявления в правоприменительной деятельности. Значительное внимание уделяется высоким нравственным требованиям, предъявляемым к юристам, посвятившим себя торжеству справедливости, защите прав и свобод человека и гражданина.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе ;
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: содержание российского уголовного процесса и других смежных дисциплин;
Уметь: анализировать и решать проблемы, возникающие в процессе реализации норм УПК РФ, КОАГ, ГПК;
Владеть: ораторским искусством, умением общаться с людьми при разрешении правовых вопросов.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Учебный план по курсу «Профессиональная этика»
Для студентов очной формы направления «юриспруденция»
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | |||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | N… | ||||||||||
Семестр. 1 | |||||||||||||
лекции | сем | ||||||||||||
инары | |||||||||||||
1. | Лекция 1-2 | ОК-1 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
2. | Лекция 3 | 2-3 | ОК-1 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||
3. | Лекция 4 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
4. | Лекция 5-6 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
5. | Лекция 7 | 6,7,8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
6. | Лекция 8 | ОК-6 | ОК-8 | ПК-15 | |||||||||
7. | Тема 9. | ОК-8 | ПК-15 | ||||||||||
Итог: | |||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – зачет. |
Учебный план по курсу «Профессиональная этика»
Для студентов заочной формы направления «юриспруденция»
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | |||||||
Л. | Пр. | Сам. Раб. | N… | ||||||||||
Семестр1 | |||||||||||||
лекции | семинары | ||||||||||||
1. | лекция | ОК-1 | ОК-5 , ОК-6 | ||||||||||
2. | лекция | ОК-1 | ОК-2 | ОК-5 , ОК-6 | |||||||||
3. | Лекция | ОК-1 | ОК-2 | ОК-8 | |||||||||
4. | Лекция | ОК-1 | ОК-5 , ОК-6 | ||||||||||
Итог: | |||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – экзамен. |
Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Лекция 1-2 (4 часа).
Тема: Мораль, право, этика как социальные явления.
Социальные нормы представляют собой общие правила поведения в обществе (социуме). Первые дошедшие до нас своего рода регулятора поведения людей мы находим в Ветхом Завете (часть Библии) в виде десяти заповедей данных Богом Пророку Моисею.
По способам установления и обеспечения различают виды социальных норм: нормы права, нормы морали (нравственные), обычаи, корпоративные нормы.
По характеру регулируемых отношений – политические, экономические, эстетические, нормы культуры, религиозные нормы, и технико-социальные нормы.
Этика есть наука, изучающая мораль. Предмет этики:
а) теоретические проблемы о природе, сущности и социальные ценности морали;
б) практическая сторона этики – как должен вести себя человек, какими принципами он должен руководствоваться.
Основные этические категории и их содержание. Добро и зло; справедливость и несправедливость; долг; совесть; честь и достоинство; ответственность; гуманизм; толерантность.
Лекция 3 (2 часа).