Атрибутивный признак государства
В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но столь же невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, согласно которому группа людей становится социальным субъектом только в том случае, если она осознает себя имеющей специфический интерес общностью, выражает свой общий интерес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, самоорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индивидуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и путей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает субъектность и прекращает свое существование в качестве политически организованного сообщества.
Приведенное определение не следует отождествлять или смешивать с понятием государственной идеологии в идеократии.
Под идеократией (от греч.- идея, мысль и -власть) принято понимать форму государства или, точнее, форму правления, при которой определенная совокупность идей занимает самодовлеющее положение и фактически превращается из претендующих на форму выражения интересов социального субъекта «в своего рода веру, а главное - в основной источник права и конституции» [12]. Разновидностью идеократии, например, является Исламская Республика Иран, где конституция и законы государства соответствуют Корану, а деятельность парламента и президента страны контролируется высшим духовенством. Понятие «идеократия» вполне применимо и к бывшему СССР, где идея «строительства коммунизма» превратилась в не подлежащий сомнению абсолют и служила в качестве достаточного основания для государственности, конституционности и политики.
В приведенной выше интерпретации государственная идеология не есть привнесенный извне в сознание народа некий отвлеченный от его реального жизненного процесса и довлеющий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целостная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, — понятия неразделимые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.
Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жизни, которая активно внедрялась в общественное сознание в период так называемой перестройки, объективно служила задачам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывают и его стратегические противники. В частности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока... В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [14].
Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабильности и динамического развития общества. Идеология обеспечивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее основное предназначение. Отсутствие государственной идеологии, консолидирующей и активизирующей народ, отрицательно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недавнее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения России оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психозов, наркомании [15].
Необходимо обратить внимание на то, что смена одних базовых ценностей социальной общности другими и, соответственно, одной системы идейных постулатов государства другой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практически во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно много примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими изменениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для социальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представлениях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зиновьев, действует объективный закон социальной регенерации, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].