Государственное регулирование антимонопольной деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Государственный контроль предусматривает два вида контроля- предварительный и последующий. Предверительный контроль включает в себя выявление субъектов занимающих доминирующее положение на товарн рынке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объемах производства товаров и др. Последующий контроль осуществляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (принудительное разделение, разукрупнение, реорганизация и др.).

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процесс приватизации, осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

- возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в' рамках узкой предметной специализации;

- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Для получения согласия на создание, реорганизацию субъектов хозяйствования учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы, перечень которых устанавливается антимонопольным органом.

Антимонопольный орган также осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:

— приобретения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

— совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

— приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

совершения любым юридическим или физически лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможности оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- приобретения юридическим или физическим лиц их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Для совершения вышеперечисленных сделок ЮЛ и ФЛ обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить информацию, необходимую для вынесения решения.

Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных лиц.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

— изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

— создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

— привлечении иностранных инвестиций;

— финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

— лицензировании экспортно-импортных операций;

— внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

— принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.

Контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять также ОО потребителей, ставящие целью своей деятельности защиту потребителей от злоупотреблений таких хозяйствующих субъектов. Эти организации вправе:

— подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

— обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

— проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;

— осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, меры ответ-ти могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного зак-ва ЮЛ, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствии с нормами, предписанными антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключения соглашений и осуществления действий, ведущих к ограничению конкуренции, или осуществления недобросовестной конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, гос-ми органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

— уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов;

- злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;

- установление или поддержание монопольных цен;

- и др. [23].

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст. 244—250 УК Республики Беларусь [27]. Уголовно-наказумыми будут считаться действия субъектов хозяйствовав связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен,принуждением к совершению сделки отказу от ее совершения,ограничением конкуренции, незаконным использованием деловой репутации конкурента и ее дискредитацией и т д..


Наши рекомендации