Нормы корпоративного права
Норма корпоративного права – установленное или санкционированное государством правило поведения, являющееся общеобязательным и формально определенным, которое устанавливает обязанности и определяет права участников корпоративных правоотношений.
Возможность существования корпоративных норм объясняется закрепленной в КРФ свободой саморегулирования, которая принадлежит любой организации, создаваемой в любых организационно правовых формах и суть которой состоит в упорядочении своей деятельности путем разработки и установления специальных регуляторов, именуемых в теории права корпоративными нормами. Корпоративные нормы, как и нормы права, относятся к числу социальных норм, то есть таких правил поведения, которые образуют повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребности социальных систем в саморегуляции. В связи с этим корпоративным нормам присущи признаки социально нормы, а именно они регулируют определенный круг общественных отношений, предназначенные для многократного использования и имеют общий характер юридического воздействия. Корпоративные нормы имеют и собственные специфические признаки. Основной среди них – деятельность по созданию корпоративных норм осуществляется для удовлетворения частных, внутренних интересов организации. В деятельность организации может быть вовлечено большое количество людей, имеющих различные полномочия, задачи и объединенных одной целью – действия в интересах организации. Именно на этих лиц и распространяется действие корпоративных норм. Вместе с тем, в отличие от других социальных норм, корпоративные нормы охватывают формально определенный и количественно исчисляемый круг лиц. Вместе с тем корпоративные нормы не распространяются на лиц, названных поименно, и не носят индивидуального характера.
Членство имеет пять характерных признаков:
1. В его основе лежит волеизъявление лица, желающего получить статус члена организации
2. Необходимо встречное согласие на членство со стороны организации
3. Такие отношения устанавливают взаимные права и обязанности между организацией и ее членом
4. Они предполагают возможность численного и персонального круга лиц, состоящих в отношении членства друг с другом и с обществом
5. Они могут быть прекращены в любой момент по инициативе члена организации, а в некоторых случаях по инициативе самой организации
Под действие таких норм попадают также и учредители организации, которые не всегда совпадают ее члены, а также органы управления организации и ее работники. Важным признаком корпоративных норм является их официальное создание уполномоченными на то органами организации и охрана этих норм мерами корпоративного воздействия. Корпоративная норма создается по воле органов корпоративного управления и действует до отмены ее этими органами или до прекращения деятельности самой организации. Таким образом, возникновение и действие корпоративных норм, а также их охрана от нарушений входят в сферу одних и тех же лиц, прежде всего, самой корпорации. Их соблюдение происходит путем осуществления корпоративного принуждения силами органов управления организации, а также регулирование принуждения нормами внутреннего распорядка и административной властью органов управления. Также как и в других видах социальных норм, наиболее эффективным методом регулирования является установление санкций. Вместе с тем, так как корпоративные нормы не могут противоречить нормам права, существенным регулирующим инструментом в них может выступать и поощрение. Как правило, и санкции, и поощрения в корпоративных нормах носят имущественный и моральный характер.
Некоторые авторы высказывают позицию (Гущин), согласно которой соблюдение корпоративных норм обеспечивается и тем, что в их создании принимают участие те лица, на которых действие данных корпоративных норм будет распространяться в дальнейшем. Поэтому они будут иметь возможность отразить в этих нормах свои интересы. Но противники такой позиции отмечают, что всегда есть не согласные с принятыми корпоративными нормами, которые вынуждены подчиняться большинству, а кроме того, как правила, наемные работники вообще не участвуют в формировании корпоративных норм.
Виды корпоративных норм:
1. Несоциальные – технические, санитарные. Биотехнические
2. Социальные корпоративные обычаи, традиции, деловые обыкновения, этические и эстетические нормы, правовые нормы.
Нормы корпоративного права, принимаемые самой организацией, отличаются от правовых норм, принимаемых государством, так как вторые регулируют отношения жизненно необходимые всему обществу, а первые только лишь интересы самой корпорации. Правовые нормы создаются государством в лице его уполномоченных органов, а корпоративные – органами корпорации, постольку, поскольку государство наделило корпорацию таким правом и в отношении тех вопросов, которые государство отнесло к компетенции корпорации. Корпоративные нормы различаются по формам, способам и методам их обеспечения.
Корпоративные нормы:
1. Общеобязательные и формально определенные нормы – содержатся в актах государства
2. Корпоративные нормы, издаваемые самой корпорацией – такие нормы регулируют внутреннюю деятельность корпорации и касаются вопросов, которые могли бы затруднить ее деятельность и так далее.
Корпоративные нормы содержатся в локальных корпоративных актов, которые принимаются органами организации и в учредительных документах.