Роль идеологии в политической системе общества

Политическая идеология.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

3 .Структура и уровни и функции политической идеологии. Функции политической идеологии
Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития.
Прагматическая, или оправдывающая, функция. Она выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей.
Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей.
Уровни функционирования политической идеологии Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей

Роль идеологии в политической системе общества.

В процессе влияния идеологии на личность выделяют четыре основных:

— когнитивный аспект.

— ориентационный аспект. Содержит в себе ряд информационных моделей и структур.

— ценностный аспект.

— целевой аспект. Ориентирует индивида на получение конечного результата.

Влияние идеологии на личность осуществляется разными путями и методами с использованием как явных, так и скрытых форм идеологического воздействия. Явными проявлениями этого воздействия выступает пропаганда. К скрытым формам влияния идеологии относят карикатуры, подтекст некоторых высказываний, ирониче-ские выступления и т.д. Целенаправленное идеологическое воздействие осуществляется посредством институтов — образования, СМИ, политических партий, общественных объединений и т.д. Ненаправленное влияние идеологии осуществляется стихийно.

Основные социальные каналы, оказывающие влияние на человека (идеологические аппараты), являются:

- семья - специфический институт общества, который ориентируется на формирование и воепитание подрастающего поколения.

- школа - В современном мире школа должна формировать активного, образованного, интеллектуально развитого человека, обладающего четкой мировоззренческой системой, высокими гражданскими качествами, нравственными принципами, определенным набором ценностей, соответствующих требованиям третьего тысячелетия.

- социальные группы — отдельные группы общества (ученические и трудовые коллективы, религиозные общины, ассоциации, партийные и общественные организации)

- культура - саморазвивающаяся система творческой деятельности человека, оказывающая воспитательное, формирующее, коммуникативное, мотивационное, мобилизационное воздействие на личность посредством тех идей, знаний, верований, чувств, образов, сюжетов, мелодий, которые в ней запечатлены.

- средства массовой информации. Воздействие СМИ на человека, на общественное сознание в целом

- церковь. Она задает людям определенные мировоззренческие ориентиры, оказывает свое собственное идеологическое воздействие на личность.

Идеология и политика

В соответствии с уровнями политической культуры общества, можно выделить три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный.

• Познавательный уровень представлен знаниями о политике, которые обеспечивает политическая наука.

• Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политической деятельностью и политической властью. Этот уровень является сферой проявления политической психологии.

• Оценочный уровень связан с суждениями относительно политических целей, формированием принципов политической деятельности и представляет собой сферу политической идеологии.

Структура идеологии

1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями. Уровни идеологии

Процесс внедрения идеологии в массовое политическое сознание всегда наталкивается на своеобразное сопротивление среды, т.е. массового сознания. В зависимости от степени близости идеологических систем к повседневной жизни можно выделить три их уровня: теоретико-концептуальный или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

5.1

Функции идеологии:

1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть.

2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.

5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.

6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Существует множество классификации идеологий. Остановимся на некоторых из них.

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

• Охранительные идеологии обосновывают поддержание status quo, защищают существующую систему социальных отношений. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

• Контридеологии не приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований (прогрессивных или реакционных).

• Реформистские идеологии включают в себя черты первых двух, т.е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые идеологии выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые идеологии отстаивают равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений.По содержанию, т.е. в зависимости от иерархии ценностей все существующие идеологии можно разделить на либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм), а также их модификации и различные сочетания.

Идеология и утопия.

Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

№ 7 Либерализм

Либерализм, буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Л. — система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических отношений реальное содержание Л. претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм.

Л. зародился в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнёта католической церкви; в тот период Л. являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами Л. были представители умеренного крыла идеологов Просвещения (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, физиократы; формула последних laissez faire, laissez passer — "не мешайте действовать" стала одним из популярнейших лозунгов Л.), создатели буржуазной классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). В годы Великой французской революции либеральная крупная буржуазия, представленная О. Мирабо, М. Ж. Лафайетом, фельянами, жирондистами и игравшая первоначально ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократическую, а затем и контрреволюционную силу. В начале 19 в. Л. в Западной Европе выделяется в особое общественно-политическое течение. Во 2-м десятилетии 19 в. получает распространение и термин "Л.", первоначально крайне расплывчатый. Во Франции в период Реставрации Б. Констан, Ф. Гизо и др. впервые придали Л. характер более или менее оформленной политической и историко-философской доктрины. Из идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера в человеческий разум сменилась преклонением перед ограниченным буржуазным "здравым смыслом", идея народного суверенитета уступила место требованию "свободы личности". Признав историческую правомерность буржуазных революций, французские либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. Отвергая народовластие, виднейшие представители Л. выступали в качестве сторонников конституционной монархии.

№8 Неолиберализм

Неолиберализм сложился во второй половине XIX в. Его основные черты:

сохраняется приверженность основополагающим постулатам либерализма, неолиберализм вмещает в себя такие принципы: свободы и права личности, равноправие всех граждан, конституциализм, частная собственность и предпринимательство как основа хозяйственной жизни и др.;

допускается государственное вмешательство для стабилизации рыночной экономики, так как действие механизма свободной конкуренции не обеспечивается автоматически (формирование монополий, кризисы в экономике, инфляция и др., нарушают механизм рыночного саморегулирования);

государственное вмешательство ограничивается лишь установлением "рамок", в которых развертывается экономическая деятельность и которые создают благоприятные условия для действия конкурентных механизмов (то есть, неолиберальная концепция не предполагает непосредственное государственное регулирование экономических процессов, а ограничивается лишь поддержкой механизмов рыночного саморегулирования);

ограниченное государственное регулирование проявляется не только в экономике, но и в социальной сфере: предусматривается перераспределение части доходов через систему налогов и государственной помощи в пользу менее обеспеченных слоев населения, укрепление в обществе социальной справедливости.

Обобщая, можно сделать вывод, что современный неолиберализм, сохранив приверженность основополагающим принципам либерилизма, оказался способным в условиях новых общественных реалий скорректировать ряд важных социально-экономических постулатов, адаптировав многие новые идеи, в том числе и характерные для других идеологий – социалистической, социал-демократической, неоконсервативной.

Наиболее яркий пример воплощения в политическую практику идеологии неолиберализма является деятельность демократической партии США.

9.Консервотизм…

Консерватизм (от лат. – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собственности.

Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают с эпохой Просвещения и Великой французской революцией, бросившей вызов «старому порядку». Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям и образу жизни.

Консерваторы выступают сторонниками порядка, противостоящего хаосу. В поддержании такого порядка определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также неравенство, так как никакое общество невозможно без иерархии. Равенство же должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг. Они придерживаются концепции исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции.

10.неоконсервотизм…

Консерватизм – развивающееся явление. К середине 70-х годов ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям Запада и неолиберализму. Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Неоконсерваторы являются сторонниками денационализации, делая ставку на личные возможности и личную ответственность, ратуют за единство труда и капитала, за возможность рабочим накапливать капитал.

Демократию неоконсерваторы считают наиболее предпочтительным общественным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения в политику, видя в этом опасность для стабильности политической системы.

Во внешней политике неоконсерваторы выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая держава. Такой цели должны быть подчинены частные и групповые интересы. Для утверждения авторитета своей страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в том числе военные, средства, и демонстрировать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».

11. К. Маркс и Ф. Энгельс…

Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой — царящей в производстве анархии.

Марксизм возник в 1840-х гг. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) пытались выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от эксплуатации и всех форм социального гнета. Они стремились наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение рабочих от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное и гармоничное развитие личности. Теория К. Маркса задумывалась как наука, однако его идеи превратились в идеологию, стали обоснованием программы политических действий.

Интерес К. Маркса и Ф. Энгельса вызывали взгляды Ж.-Ж Руссо на демократию как форму политического бытия индивидов, со­единившихся в единое общество. Согласно Ж.-Ж. Руссо, сердцевина демократии - принципы народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Этот принцип реализуется через фактический контроль народа за исполнительной властью.

К. Маркс и Ф. Энгельс констатировали преемственность собственных представлений о будущем обществе со взглядами своих социалистических предшественников, особенно А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. В своих работах они пытались анализировать сильные и слабые стороны этих взглядов

Прогнозируя неизбежность перехода человечества к социализму и коммунизму, К. Маркс и Ф. Энгельс не ставили вопрос о том, кто заменит организаторов капиталистического производства, заинтересованных в прибылях и несущих материальную ответственность за свои решения. Из текстов К. Маркса и Ф. Энгельса неясно, что явится стимулом хозяйствования в обществе, отказавшемся от част­ной собственности. Отсутствие каких-либо соображений на сей счет плохо согласуется с мыслью К. Маркса о том, что идеи неизменно посрамляли себя, когда отрывались от интересов людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что переход к социализму возможен только тогда, когда капитализм себя исчерпает. Но они не высказывали никаких конкретных соображений о критериях, которые позволяли бы определить меру его зрелости.

История не подтвердила марксистскую концепцию социализма как альтернативу капитализму в развитых странах Запада, но доказала привлекательность социализма для отсталых стран. Именно в этих странах, и в частности в России, произошел синтез вульгаризированной марксистской теории и неразвитого политического сознания. Нельзя исключить и того, что революционный потенциал марксизма будет востребован в незрелых обществах.

11.1

На российской почве, а затем и в масштабах «системы социализма», марксистское учение по существу трансформировалось в религию, обретя такие ее черты, как вера в непогрешимость, всесилие и чудотворность; свои пророки и пантеоны святых (мавзолеи в столицах государств), свои тексты (полные собрания сочинений, цитатники Мао). Этот официальный культ поддерживался искренней верой части населения и всей репрессивной мощью государства.

12 Политическая доктрина современной социал-демократии.

социал-демократизм зародился во второй половине 19 века. цель социал-демократов – настроение социализма.

Утверждают:1)для настроения социального общества нужны не революции, а эволюционные меры, реформы. они проводятся, чтобы заменить капитализм социализмом.

2)общество в своем развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно не становилось, социализм – непрерывный процесс вперед.

3)постепенное реформирование буржуазного общества в социализме осуществляются на основе социального партнерства. социальное партнерство предусматривает наличие государственнных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов.

4)социализм базируется на многоукладности экономики. равные права на существование имеют общественная и частная собственость на средства производства. чрезмерное огосударствление собственности приводит к росту бюрократии, не стимулирует труд работника.

5)переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса , ни одной партии.

6)в строительстве социализма принимают участие все слои общества без дискриминации и неравенства.

7)вся власть должна исходить отнарода.

8)государственной формой социализма может быть только демократия (предполагает равное участие всех в принятии решений)

Социал-демократы – сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социальной жизни в интерес всего общества. государственное вмешательство в экономику нужно, чтобы нейтрализовать негативные последствия капитализма, такие утвердившиеся в жизни социальные ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, государственное регулирование экономики стали достижением всей мировой цивилиавции.

13.Формирование белорусской национальной идеи в ходе историко-культурного развития общества.

Национальная идея – система исторически сложившихся идей, взглядов, концепций, а также эмоционально-психологических норм, установок, способных реализовать ключевые или базисные потребности народов, различных этничностей в выживании и разностороннем развитии.

В своих взглядах и идеях белорусы отстаивают свою самобытность, оценивают свою историю, оправдывают свои национальные устремления и действия. Подлинная национальная идея складывается в процессе развития данного народа и закреплении его в генетическом коде. Национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Формирование общечеловеческих ценностей связано с религиозным воззрением. При определённых условиях национальная идея способствует консолидации нации в отстаивании своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост национального самосознания привёл в последующем к возрождению национальной идеи, культуры, языка, традиций, символики. Беларусь сегодня является трансформировавшимся обществом, для которого важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение государственного устройства, системы экономических и политических ценностей и приоритетов, которые могли бы стать фундаментом в формировании белорусской государственности и её национальной идеологии

Наши рекомендации