Петля качества как основа стандартизации системы качества
Достоверность оценки соответствия объекта сертификации требованиям нормативных документов определяется технической компетентностью органов по сертификации и испытательных лабораторий. Беспристрастность в получении результатов сертификации зависит от степени независимости заинтересованных сторон — производителя и потребителя.
Таковы два критерия обеспечения качества сертификации. Механизм достижения соответствия этим критериям заложен в так называемой "петле качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество. Проанализируем "петлю качества" применительно к процессу сертификации.
На стадии маркетинга и изучения спроса качество сертификации закладывается анализом и выбором системы сертификации согласно правилам, по которым будет проводиться оценка соответствия и определение области аккредитации органа по сертификации и испытательных лабораторий. На данном этапе необходимо учитывать проблемы признания результатов испытаний и сертификации на конкретные виды продукции и услуг в разных странах.
На стадии проектирования процесса сертификации должны быть учтены все факторы, влияющие на качество: пожелания клиентов, требования законодательства, а также организационные, технические и научно-методические аспекты деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Ресурсы, необходимые для проведения сертификации, включают наличие в органе сертификации и испытательной лаборатории: квалифицированного персонала; специализированных помещений; фонда нормативных документов; средств измерений, испытаний и контроля; современной оргтехники. Ресурсы для сертификации должны отвечать установленным требованиям. Их соответствие проверяется при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Процессы сертификации, например отбор образцов для испытаний, проведение инспекционного контроля или обработка заявки, должны быть разработаны таким образом, чтобы гарантировалась уверенность в достижении достоверности и беспристрастности сертификации. Все процессы необходимо планировать так, чтобы существовала возможность внутренних и внешних проверок качества работ (аудитов), проведения корректирующих мероприятий. Важное значение имеет документирование и сохранение архивов всех процессов, обеспечение конфиденциальности информации, содержащей коммерческую тайну.
Проведение сертификации заключается в испытании образцов продукции (услуг), оценке систем качества и принятии решений об их соответствии. Процесс сертификации должен соответствовать правилам системы сертификации, выбранной схеме и внутренним инструкциям органа по сертификации или испытательной лаборатории.
Обеспечение качества сертификации невозможно без проведения контроля процессов оценки соответствия. Это достигается наличием систем периодического внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит выполняют работники органа по сертификации или испытательной лаборатории, чаще его проводит специально назначенный ответственный за качество. Результаты аудита являются информацией для руководства о проведении корректирующих мероприятий.
Внешний аудит осуществляют органы по аккредитации в рамках инспекционного контроля или независимые эксперты. Все виды контроля там, где это возможно, проводятся на основе статистических методов. Окончательный контроль результатов сертификации осуществляется при принятии решения о выдаче сертификата.
На стадии оформления сертификата соответствия и лицензии на право использования знака соответствия должны соблюдаться требования к форме и содержанию, обеспечивающие их максимальную информативность и значимость. Каждый сертификат, независимо от системы сертификации, должен иметь: название объекта сертификации; нормативный документ, которому он соответствует; название органа по сертификации, который выдал сертификат; дату выдачи; срок действия; отметку об аккредитации органа по сертификации.
Качество послесертификационной деятельности определяется следующими элементами "петли качества":
• реестром сертифицированной продукции, услуг, систем качества или персонала, который должен содержать всю необходимую информацию об объекте сертификации и быть доступным широкому кругу пользователей;
• инспекционным контролем за сертифицированной продукцией со стороны органа по сертификации;
• информационной деятельностью органа по сертификации, которая заключается в предоставлении общественности сведений о результатах сертификации, обмене опытом о проведении сертификации на национальном и международном уровнях между заинтересованными структурами.
По истечении срока действия сертификата соответствия заявитель может принять решение о новой сертификации, которая предполагает повторение всех указанных в "петле качества" процедур, но с учетом фактора времени.
Все это означает постоянное развитие сертификации как процесса установления соответствия и показывает необходимость ее проведения для цивилизованных рыночных отношений.
Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.
Типичные этапы жизненного цикла продукции показаны на рисунке 5.2 в виде петли качества
Рисунок 5.20. "Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)
В версии ИСО 9004-94, в петле качества за этапом "Техническая помощь и обслуживание" следует этап "Послепродажная деятельность". Подразумевается организация раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающая оперативное проведение корректирующих действий.
Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии [3].
Планирование качества - это планирование действий по реализации требований к качеству. Планы должны быть не только разработаны, но и документированы.
Стандарт рекомендует уделять особое внимание таким видам деятельности как:
- подготовка программ качества; они могут быть оформлены в виде ссылок на соответствующие документированные процедуры, составляющие часть системы качества
- идентификация и приобретение необходимых средств управления, процессов, оборудования, технологической оснастки, ресурсов, а также навыков, которые могут понадобиться для достижения требуемого качества;
- обеспечение совместимости процессов проектирования, производства, монтажа, обслуживания, контроля методик испытаний, а также применяемой документации;
- актуализация, если это необходимо методов управления качеством, средств контроля и испытаний, включая разработку нового контрольно-измерительного оборудования;
- идентификация любого требования в области измерений, включая возможности, превышающие современный уровень, для своевременного их развития;
- идентификация соответствующей проверки на любой стадии выпуска продукции;
- разъяснение норм приемки, касающихся всех характеристик и требований, включая те, что содержат элементы субъективности;
- идентификация и подготовка данных о качестве.
Эти рекомендации могут стать основой для внедрения на предприятии управления по проектам или целевым программам, т. к. перечисленные вилы деятельности соответствуют нескольким проектам или программам.