Тема 3. Система, механизм, процесс управления
Понятие системы управления. Структура системы управления: управляющая подсистема; управляемая подсистема и виды связи между ними (прямая и обратная; функционирования и развития; материальная и информационная; вертикальная, горизонтальная и диагональная; положительная и отрицательная).
Свойства системы управления: устойчивость, надежность, своевременность, точность функционирования, адаптивность, эффективность, синергия. Требования, предъявляемые к системам управления: детерминированность элементов системы, динамичность системы, наличие в ней управляющего параметра, наличие контролирующего параметра, наличие каналов обратной связи. Роль технологических, информационных и нормативных норм и правил проектирования системы управления.
Уровни систем управления в рамках социальной системы: система государственного управления, система самоуправления, система социального управления и система управления организацией. Виды систем управления (формальные и неформальные) и их характеристики.
Понятие и сущность механизма управления. Элементы механизма управления: цели, принципы управления, функции управления, отношения управления и методы управления. Понятие целей управления и их значимость. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Иерархия целей. Ключевые требования к правильно сформулированным целям. Процесс формирования целей. Принципы управления: целостности системы (наличия целостных свойств первичного состава элементов), взаимовлияния элементов (адекватных отношений), совмещения функций, целеполагания, приоритета функций, приоритета линейных звеньев, минимизации уровней и звеньев управления, минимизации «входов» и «выходов» информации.
Функции управления: планирование, организация, мотивация, стимулирование, координация и контроль. Отношения управления (управленческие отношения) как связь компонентов механизма управления. Виды управленческих отношений: отношения субординации, отношения реординации, отношения взаимодействия. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы управления.
Процесс управления как интеграция действий и порядок осуществления элементов механизма управления, выводящих систему управления на конечные цели. Структура процесса управления: объект управления, управляющие воздействия, модель системы, субъект управления.
Элементы процесса управления: управленческий труд, управленческое решение как продукт (предмет) такого труда и средства его реализации (компьютеры, связь, документы и т.д.). Функционирование как процесс перехода из одного состояния объекта управления в другое или сохранение заданного состояния. Свойства процесса управления: изменчивость (динамичность), устойчивость, непрерывность, дискретность, последовательность, цикличность.
Типы процесса управления: линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный и поисковый. Управленческий цикл: мониторинг и анализ текущего состояния управления системы, прогноз развития, целеполагание, выбор технологии деятельности, планирование и распределение ресурсов, стимулирование (мотивация), контроль и оперативное управление, анализ и улучшение деятельности.
Понятие управленческой процедуры и ее роль в реализации процесса управления.
Тема 4. Применение системного подхода в управлении
Понятия «система» и «системный подход». Базовые понятия системного подхода. Сопоставление комплексного и системного подходов. Основные свойства системы: целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность, функциональность, стимулируемость, изменчивость системы со временем, существование в изменяющейся среде, эмерджентность.
Этапы системного подхода в управленческой деятельности: выделение объекта внимания из общей массы явлений и процессов, определение контура и пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой; определение основных критериев целесообразного действия системы, основных ограничений и условий существования; выявление главных факторов, влияющих на систему; разработка модели системы; оптимизация работы системы по достижению целей; определение оптимальной схемы управления системой; установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение надежности функционирования системы.
Обязательность изучения и практического использования следующих аспектов системного подхода: системно-элементного, системно-структурного, системно-функционального, системно-целевого, системно-ресурсного, системно-интеграционного, системно-коммуникационного и системно-исторического.
Тема 5. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация как функции управления
Понятие планирования. Задачи планирования. Принципы планирования. Цель как системообразующий фактор плана.
Классификация видов планирования. Этапы процесса планирования: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. Общая структура плана: цель, задачи, функции, обязанности, исполнители, содержание мероприятий, ресурсное обеспечение, сроки, контроль, отчет об исполнении плана. Влияние внешних (политических, экономических, финансовых, правовых, кадровых и т.д.) и внутренних (квалификация кадров, качество управленческой деятельности, оргструктура и т.д.) факторов на содержание и реализацию планов. Оценка эффективности планирования.
Понятие организации как функции управления. Соотношение понятия «организация как функция управления» от других определений понятия «организация». Цели и задачи функции организации. Принципы осуществления функции организации. Этапы реализации функции организации: построение организационной структуры (выделение подразделений (служб), определение их состава, задач и функций); установление соподчиненности и взаимосвязей (разработка положений, уставов, регламентов, инструкций, правил и т.д.); распорядительство (приказы, распоряжения, указания). Организационные структуры: свойства, характеристики, типы, оценки эффективности.
Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Сущность мотивации трудовой деятельности. Материальное и нематериальное стимулирование трудовой деятельности. Система управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности. Формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Принципы мотивации, необходимые в процессе управления: установление четких целей и задач; увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки; гласность; создание благоприятных условий для эффективной работы; единство моральных и материальных методов стимулирования; учет личных качеств работников; использование преимущественно положительных стимулов.
Понятие и сущность контроля в управлении. Функции контроля: учет, оценка, анализ, прогноз и регулирование. Элементы системы контроля: субъект, объект, предмет, цели, содержание, масштабы, методы. Этапы контроля: предварительный, текущий и заключительный. Технология контроля: выбор концепции контроля; определение предмета и цели контроля; определение контролирующего органа; определение норм контроля; определение объема и области контроля; виды контроля; целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля. Основные методы контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. Процедуры процесса контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий. Принципы контроля: системности, всеобщности, непрерывности, независимости, гласности, эффективности, научности, плановости, законности, ответственности.
Понятие координации как центральной функции управления. Отличие координации от субординации и взаимодействия. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. Модели координации: неформальная непрограммируемая, программируемая безличностная, индивидуальная Механизмы координационной деятельности: прямой контроль, стандартизация трудовых процессов, стандартизация заданий и навыков, стандартизация выпуска, взаимные согласования, нормативно-правовое регулирование, методическое руководство. Цель координации. Основополагающие принципы координации: единство команд (каждый подчиненный должен быть ответственен только перед одним вышестоящим лицом), цепь команд (линия власти в организации начинается наверху и опускается вниз, через всю организацию, образуя целостную цепь) и интервал управления (число сотрудников или оргструктурных формирований, за которыми субъект управления наблюдает).