Официальная идеология и общественная мысль в России XIX в: консервативное, либеральное, радикальное течения
Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.
Консерваторы (официальная идеология)
В них входили: дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян.
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. В основе лежал тезис о незыблемости коренных устоев самодержавия, выраженной в теории «официальной народности». К устоям относились – самодержавие, православие, народность. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 - 70-х гг. В экономической сфере - за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.
В социальной области - призывали к единению славянских народов.
Консерваторы отрицательно относились к любым массовым социальным действиям.
Либералы
В них входили: буржуазия и интеллигенция.
Идеологами либералов являлись: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ, ликвидации крепостничества. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.
Радикалы
Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества
(революционный путь).
Основой революционного движения явилась идея «крестьянского (общинного) социализма». Разработка этой идее принадлежит А. И. Герцену. Теоретической основой идеи явилась вера в особое историческое предначертание России, возможность свержения самодержавия посредством крестьянской революции и перехода к социализму с помощью сельской общины, минуя капитализм. Носителями этой теории в России стали народники. В своем развитии народничество прошло три этапа:
• Первый – 60-80-е годы – революционное направление, стремление поднять крестьянство на социальную революцию против основ существующего строя.
• Второй – 80-90-е годы – либеральное направление – борьба за улучшение положения крестьян мирными средствами.
С целью реализации поставленных задач были созданы тайные организации, среди них первая крупная революционно-демократическая «Земля и воля». Ее участники развернули «хождение в народ», чтобы поднять крестьянство на восстание. Неудачи такой тактики, усиление полицейского режима заставили народников перейти к узко заговорщической и террористической деятельности. Возникла организация «Народная воля». Сложилось два направления: революционное и либеральное.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху", будущее страны - в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.
В революционном народничестве выделилось три течения:
1. Бунтарское(захват власти через бунт крестьян),
2. Пропагандистское(пропаганда с целью подготовки крестьянства),
3. Заговорщическое (группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.) • В 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.
Многие из участников обратились к марксизму вскоре стали образоваться марксистские кружки, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.
20.Великие реформы Александра II и политика Александра III
В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Главном комитете в Петербурге обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. Утвержденные Государственным советом «Положения по отмене крепостного права» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г.
• Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права, они могли самостоятельно заключать брак, выступать в суде, поступать в учебные заведения, однако права были ограничены необходимостью получить согласие общины.
• Крестьяне получили право на самоуправление. Сельская община имела свой сход и сельского выборного старосту, а волость- выбранный сход, старшину, суд. Однако эти органы находились под контролем мировых посредников из дворянства.
• Крестьяне освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки») (надел уменьшили на 20%-вне Черноземья, и на 40%- в Черноземье).
• За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.
• В 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.
Многие из участников обратились к марксизму вскоре стали образоваться марксистские кружки, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.