Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
Тестовая база учебной дисциплины
«История”
МОСКВА 2012
Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. к.и.н., доцент Гусарова М.Н.
Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «История». Рекомендована для проведения промежуточного и итогового тестирования знаний студентов.
Тестовая база по учебному курсу «Отечественная история» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н. М., 2012, 133 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития. 4
Рекомендуемая основная литература: 10
Рекомендуемая дополнительная литература. 10
Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья. 10
Рекомендуемая основная литература: 27
Рекомендуемая дополнительная литература. 27
Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия 27
Рекомендуемая основная литература: 39
Рекомендуемая дополнительная литература. 40
Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства. 40
Рекомендуемая основная литература: 46
Рекомендуемая дополнительная литература. 46
Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке. 47
Рекомендуемая основная литература: 59
Рекомендуемая дополнительная литература. 59
ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. 60
Рекомендуемая основная литература: 72
Рекомендуемая дополнительная литература. 73
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. 73
Рекомендуемая основная литература: 81
Рекомендуемая дополнительная литература. 81
Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 81
Рекомендуемая основная литература: 89
Рекомендуемая дополнительная литература. 89
Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства. 90
Рекомендуемая основная литература: 98
Рекомендуемая дополнительная литература. 98
Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века. 99
Рекомендуемая основная литература: 112
Рекомендуемая дополнительная литература. 112
Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её влияние на ход общественного развития. 113
Рекомендуемая основная литература: 124
Рекомендуемая дополнительная литература. 124
Тема 12. Современная Россия. 125
Рекомендуемая основная литература: 132
Рекомендуемая дополнительная литература. 132
Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития
Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.
Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный.
Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития.
Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории.
1. Кого принято считать «отцом истории:
а) Полибия;
б) Тацита;
в) Геродота
Как называется основное историческое сочинение Геродота?
а) «История»
б) «Повествование о Пелопоннесской войне»
в) «Анналы»
Кто был автором первого исторического сочинения, посвященного всемирной истории?
а) Евсевий Кесарийский (кон. Ш – нач. 1Ув.)
б) Фукидид (кон. Ув. до.н.э.)
в) Тацит (ок.55-ок.120)
Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением
а) познавательная предвидение будущего
б) прогностическая выявление закономерностей
исторического развития
Установите соответствие между методом исторического познания и его определением
а) сравнительный классификация исторических
явлений, событий, объектов
б) типологический сопоставление исторических объектов в
пространстве, во времени
Установите соответствие между методом исторического исследования и его определением
- применение количественных методов
клиометрия - метод структурного анализа
- метод логических приемов
Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется
а) историография
б) методология
в) субъективизм