Возникновение и становление международного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»
Международное право древнего мира. признаки и особенности
Выполнил: студентка
группы Юзу-061
А.Ш. Кузулгуртова
Проверил:
К.ю.н., доцент В.М. Абдрашитов
Волгоград
Введение
В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами.
Ни одно государство ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей оно связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться далее.
Тенденции развития любого явления, в том числе международного права, можно проследить на основе анализа исторического развития. Только изучив предпосылки формирования этой отрасли права и сам процесс становления международного права можно понять его сущность, особенности и характерные черты.
В связи с этим целью написания данной работы является анализ международного права Древнего Мира, его признаков и особенностей.
При написании работы были использованы учебники различных авторов, среди которых К.А. Бекяшев, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, В.И. Кузнецов и другие. Кроме того, использовались статьи периодических изданий, ресурсы сети Интернет.
Периодизация международного права
Существуют различные взгляды на периодизацию истории международного права.
Ряд авторов выделяют следующую периодизацию[1]:
1) Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, период распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права;
2) Международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации, период падения Западной Римской империи, с которым отмечено бурное развитие феодальных отношений;
3) Классическое международное право. С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным, вместо него стали использовать римское право, приспособив его к изменившимся условиям.
Другие авторы не представляют бесспорной периодизацию истории международного права, соответствующую смене общественно-экономических формаций. Предпочтительнее представляется периодизация, отражающая определенные этапы международных отношений.[2]
Первоначально это был этап первобытно-общинных, локальных "международных отношений". Ему соответствовал период зарождения обычаев.
В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.
Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право "цивилизованных" и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя некоторые региональные тенденции все еще продолжают сказываться.
Возникновение и становление международного права
Возникновение первых государств, по свидетельствам различных источников, относится к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. Таким образом, вступление первых государств в отношения между собой привело к образованию международно-правовых норм. Однако о возникновении системы международного права, как считает ряд авторов, говорить было бы преждевременно.[3]
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений, а его становление и развитие происходило вместе с развитием государств и системы отношений между ними.
В эпоху распада родоплеменных отношений уже накопился определенный опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным «правом»[4]. Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.
Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было развито слабо, в нем не было стройной системы. Тем не менее уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения. Все это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.
Связи между древними государствами в значительной мере складывались под влиянием их общественно-экономической основы — рабовладения. О сложившихся систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить уже применительно к концу III - началу II тысячелетия до н. э.[5] В это время рождаются первые нормы международного права, в основе которых лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так в Древнем Риме возникает «право народов» (Jus gentium). Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали различные отношения. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления международного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.[6]
Таким образом, в основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. Межгосударственные связи обуславливаются следующими причинами:
· международное разделение труда;
· объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера;
· демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты;
· время становления, формирования и развития государств;
· уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры и т.д.
В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI – IV вв. до н.э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.[7]
Особенностью международных отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.[8]
Таким образом, основными чертами межгосударственных правовых норм были:
· Пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;
· Религиозность;
· Регионализм;
· Обычай как главный источник международного права.[9]
Особенно четко влияние религии прослеживается на примере военных отношений.
Две гражданские общины — были двумя религиозными ассоциациями, имевшими различных богов. Когда они воевали между собою, то не только люди, но и боги принимали участие в этой борьбе. Не следует думать, что это лишь поэтический вымысел. У древних это было очень определенное и чрезвычайно глубокое верование, и, в силу его, каждое войско брало с собою в поход и своих богов. Древние были твердо убеждены, что боги принимают участие в сражении; воины защищали богов, и боги защищали воинов. Сражаясь против неприятеля, каждый был убежден, что вместе с тем он сражается и против богов враждебной гражданской общины. Боги эти были чужими, их разрешалось ненавидеть, оскорблять, побивать, их можно было брать в плен.[10]
Война поэтому имела странный вид. в середине каждого войска находились статуи его богов, его алтарь, знамена - его священные эмблемы, у каждого свои оракулы, обещавшие успех, свои авгуры и прорицатели, закрепляющие за каждым верную победу. Перед битвой каждый воин думает как один грек у Эврипида: «Боги, сражающиеся на нашей стороне, сильнее тех, которые сражаются на стороне наших врагов». Каждое войско призывает на своих врагов проклятия вроде тех, формулу которых сохранил для нас Макробий: «О боги, распространите страх и ужас и зло среди наших врагов. Лишите людей этих и всякого, кто живет среди их полей и городов, света солнечного; и пусть их головы и тела, их город и поля будут обречены вам»[11]. Для врага нет пощады; война неумолима; религия руководит войной и возбуждает бойцов. Тут не может быть никакого высшего закона, умеряющего стремление к убийству; разрешалось убивать пленных, добивать раненых.
Даже и за пределами поля битвы не было ни малейшего представления о долге по отношению к врагу. Чужеземец не имеет никаких прав, тем более он не может их иметь, когда с ним ведется война. По отношению к нему нечего различать, что справедливо и что несправедливо. Муций Сцевола и все римляне считали, что убить врага есть прекрасный поступок. Консул Марций публично похвалялся, что обманул македонского царя. Павел Эмилий продал в рабство сто тысяч жителей Эпира, отдавшихся ему добровольно в руки.[12]
Лакедемонянин Фебид во время полного мира захватил акрополь в Фивах. Агесилая спросили о справедливости подобного поступка, и царь ответил: «Рассмотрите только, полезен ли он, потому что всякое действие, полезное для отечества, прекрасно». Вот международное право древних гражданских общин.
Война велась не только против воинов, она велась против всего народа — мужчин, женщин, детей, рабов; ее вели не только с людьми, ее вели также с полями и жатвой. Выжигали засеянные поля, вырубали деревья; жатва врага почти всегда посвящалась подземным богам и вследствие этого сжигалась. Война могла стереть сразу с лица земли целый народ, уничтожить его имя и обратить плодородную страну в пустыню. В силу этого права войны Рим распростер кругом себя пустыню; из страны Вольсков, где было двадцать три города, он сделал Понтийские болота: исчезли пятьдесят три города Лациума; в Самниуме долго еще можно было узнать те места, где прошли римские войска, не столько по следам, оставшимся от их лагерей, сколько по той пустыне, которая царствовала кругом.[13]
Когда победитель не истреблял побежденных, то он имел право уничтожить их гражданскую общину, т. е. разрушить религиозную и политическую ассоциацию; тогда культы прекращались, и боги впадали в забвение. Раз была низвергнута религия гражданской общины, то с ней вместе исчезала и семейная религия. Очаги угасали. Вместе с культом падали также и законы, гражданское право, семья, собственность — все, что опиралось на религию.[14]
Побежденного, которому даруют жизнь, заставляют произнести следующую формулу: «Я отдаю себя самого, мой город, мою землю, воды, которые в ней текут, моих богов Термов, мои храмы, мое движимое имущество, все, что принадлежит богам - все я отдаю римскому народу».[15]
Для заключения мирного договора требовалось религиозное священнодействие. Полководец, положив руку на голову жертвенного животного, обращается к богам с молитвой и произносит им свои обещания; затем он приносит в жертву агнцев, совершает возлияния вина в то время, как войско произносит следующую формулу молитвы: «О, бессмертные боги! Пусть подобно тому, как было поражено железом это жертвенное животное, будет поражен первый, кто нарушит свою клятву.»[16]
Совершенно одинаковые обряды соблюдались в течение всей греческой истории. Еще во времена Фукидида мирные договоры заключались при помощи жертвоприношений. Вожди народа, положив руку на закланную жертву, произносили установленную формулу молитвы и давали обещание богам. Эта молитва и эта клятва, данная богам, устанавливали обязательства договаривающихся сторон. Греки не говорили: подписать договор; они говорили: заклать клятвенную жертву, или совершить возлияние, и когда историк хочет назвать тех, кто на современном языке называется лицами, подписавшими договор, то он говорит: «Вот имена тех, которые совершили возлияние…»[17]
У древних было твердое убеждение, что человек имеет обязанности только по отношению к своим богам. При господстве подобных верований было настоятельной необходимостью, чтобы при заключении мирного договора каждая гражданская община призывала собственных богов во свидетели своих клятв. «Мы заключили договор и совершили возлияния, — говорят платейцы спартанцам, — вы призывали во свидетели богов ваших предков, мы — богов, обитающих в нашей стране».[18]
Всегда старались, если только было возможно, призывать божества, общие обоим народам. Клялись теми богами, которые всем видимы: солнцем, освещающим все кругом, землею, дающею всем пропитание. Но боги каждой гражданской общины и ее герои-покровители были гораздо ближе сердцу людей, и обе договаривающиеся стороны должны были призывать именно их во свидетели, если они хотели связать друг друга взаимными религиозными обязательствами.
Подобно тому, как во время войны боги присоединялись к враждующим сторонам, точно так же и при заключении мира они должны были принимать участие в договоре. Следовательно, заключалось условие, что отныне как между людьми, так и между богами двух гражданских общин или двух городов устанавливается дружеский союз.[19] Чтобы отметить этот союз богов, иногда случалось, что два народа разрешали взаимно друг другу присутствовать на своих священных празднествах. Иногда же они разрешали взаимно друг другу доступ в свои храмы и обменивались религиозными обрядами. Рим заключил однажды договор, что божество Ланувиума будет с этих пор покровительствовать римлянам, что они будут иметь право обращаться к нему с молитвами и входить в его храм. Часто каждая из двух договаривающихся сторон обязывалась воздавать почести божеству другой стороны. Таким образом, элейцы, заключив договор с этолянами, начали, в силу этого договора, приносить ежегодные жертвы героям своих союзников. Иногда два города заключали условие, что каждый из них впишет имя другого в свои молитвы.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться. [20]
Одним из древнейших договоров, дошедших до современности, является высеченный на каменном блоке договор о границах, заключенный в 2100 году до н.э. между городами-государствами Лагаш и Умма в Южной Месопятамии (в Двуречье). В договоре предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.
Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем II, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Такая же помощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчиков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю договора грозили страшные небесные кары.[21]
Очень часто, вследствие заключенного союза, делались в статуях или на медалях изображения божеств обоих городов подающими друг другу руки.[22]
Эти странные обычаи вполне отвечали тому представлению, которое было у древних об их богах. Так как у каждой гражданской общины были свои боги, то казалось совершенно естественным, что они должны принимать участие как в сражениях, так и при заключении мирных договоров. Война или мир между двумя городами были войною или миром между двумя религиями. Международное право древних было долго основано на этом принципе. Когда боги находились во вражде между собою, то шла жестокая беспощадная война; как только они становились друзьями, возникал союз и между людьми, и у них появлялось чувство взаимных обязанностей. Если можно было лишь предположить, что городские божества двух гражданских общин имеют какое-нибудь основание вступить в союз между собой — этого было достаточно, чтобы гражданские общины стали союзниками. Первый город, с которым Рим заключил союз, был Цере в Этрурии. Тит Ливий сообщает, на каком основании это случилось: во время бедствий при нашествии галлов римские боги нашли убежище в Цере, они жили в этом городе, и там им поклонялись; священные узы гостеприимства связали, таким образом, римских богов и этрусскую гражданскую общину. С этого времени религия не допускала вражды между этими двумя городами, они сделались навсегда союзниками.[23]
В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заключались в это время, касались также вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династических связей.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Полномочия послов оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.[24] Для решения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов заключались военные союзы.
На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способов ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность посольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут дать этому соответствующее обоснование. Особое значение придавалось правилам ведения войны. В частности, различали справедливые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравленное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.[25]
В VIII веке до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права. Это было обусловлено тем, что полноправными гражданами считались лишь греки, а остальные относились к варварам.
Древнегреческие государства поддерживали между собой разнообразные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств.
Греческие города-полисы заключали союзы двух видов: религиозно-политические – амфиктионии[26] (например, Дельфийско-Фермопильская) и военно-политические – симмахии (например, Лакедемонская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы стали, в частности, предвестниками международных организаций. Они действовали на постоянной основе, имели высшие органы. Члены союзов, независимо от их величины и значения, имели по оному голосу, а решения принимались большинством голосов.[27]
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении (гостеприимства) — защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксеном назначался какой-либо гражданин, главной функцией которого являлось оказание покровительства иностранцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время воины. Так начинает складываться право защиты иностранцев.[28] Некоторые ученые видят в проксении зачатки современного института консулов.
Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам.[29] Данное положение и привело к назначению специального лица – praetor peregrinus, в функции которого входили дела, связанные с участием иностранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. Эта система получила название «право народов». Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм, которые применялись ко всем лицам – как к римлянам, так и иностранцам.
В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».[30]
Утверждения относительно того, что международное право существовало в древнем мире, является главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления.[31] Несмотря на жестокость нравов международных связей того времени, накопленный опыт имел существенное значение для будущего международного права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений, характеризующихся неустойчивостью и враждебностью. Были выработаны формы нормативного регулирования – обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних международно-правовых договоров. И, тем не менее, таковыми не были. Для создания нормы международного права необходимо соглашение не только о ее содержании, но и о придании ей юридически обязательной силы. Последний момент в ту эпоху отсутствовал, так как не было даже представления о международном праве, не говоря уже о международно-правовом сознании, без которого не может быть и права.
Заключение
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Особенно четко влияние религии прослеживалось на военных отношениях.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.
В древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Более развитой формой союза государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся в основном для решения военных задач.
Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название "право народов".
[1] Панахов В. Международное право в XXI веке. Виртуальный клуб юристов. Режим удаленного пользования: http://www.yurclub.ru/docs/international/article11.html
[2] Правознавец. Режим удаленного пользования: http://pravoznavec.com.ua/books/117/7295/33/
[3] Международное право: Учебник [Текст]. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривичкова. – М.: Междунар. отношения , 200. – С.18.
[4] Международное публичное право. Учебник [Текст]/ Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – С. 31.
[5] Международное право: Учебник для вузов [Текст] / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко и д.ю.н., проф. О.И. Тиунов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – С.29.
[6] Международное публичное право. Учебник [Текст]/ Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – С. 31.
[7] Международное публичное право. Учебник [Текст]/ Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – С. 35.
[8] Международное право: Учебник для вузов [Текст] / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко и д.ю.н., проф. О.И. Тиунов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – С.29.
[9] Международное публичное право. Учебник [Текст]/ Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – С. 35.
[10] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[11] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[12] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[13] Там же.
[14] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[19] Международное право в странах Древнего Востока. Режим удаленного пользования: http://www.effective-seminars.ru/clause/clause/19204/2056/
[20] Международное право: Учебник [Текст]. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривичкова. – М.: Междунар. отношения , 200. – С.18.
[21] Там же.
[22] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного доступа http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[23] Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. Книга третья. Гражданская община. Режим удаленного пользования: http://ancientrome.ru/publik/fustel/fus01-3-15.htm
[24] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. [Текст]. – М.: Издательство БЕК, 1996. – С.43.
[25] Международное право: Учебник [Текст]. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривичкова. – М.: Междунар. отношения , 200. – С.19.
[26] История Македонии. Режим удаленного доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.26449_1.html
[27] Международное право: Учебник [Текст]. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривичкова. – М.: Междунар. отношения , 200. – С.20.
[28] Международное право: Учебник для вузов [Текст] / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко и д.ю.н., проф. О.И. Тиунов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – С.30.
[29] Пацация М. Ш. К вопросу о происхождении международного права. Режим удаленного пользования: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1135823
[30] Международное право: Учебник [Текст]. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривичкова. – М.: Междунар. отношения , 200. – С.20.
[31] Лукашук И.И. Право международной ответственности. - "Волтерс Клувер", 2004 г. Система ГАРАНТ, 2008.