Понятие и основные виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, охране здоровья на производстве
Понятие надзора и контроля. Правовая реформа призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества. Однако в последнее время значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направления работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке . В этой связи возрастает значение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства .
Он представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников. В процессе указанной деятельности названные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны работодателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных в нарушении этих прав.
Надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль — проверку этого решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности. Разумеется, речь не идет о противопоставлении законности и целесообразности. Законность есть высшая государственная целесообразность. Однако по мере усиления договорного начала в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. Это влечет за собой повышение ответственности работодателя (уполномоченных им лиц) не только за законность, но и за целесообразность принятых решений.
Надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде посвящены глава XVII КЗоТ РФ, а также специальные акты. Вместе с тем следует отметить, что в соответствующих актах, определяющих компетенцию органов надзора и контроля, различие между этими понятиями проводится далеко не всегда.
Основные виды надзора и контроля. Анализ законодательства и практики его применения позволяет выявить следующие основные виды надзора и контроля:государственный, особыми разновидностями которого являются ведомственный, муниципальный; судебный, где необходимо выделить прежде всего надзор за соблюдением конституционных прав и свобод работника; прокурорский надзор, занимающий промежуточное положение между государственным и судебным, и, наконец, общественный контроль. Каждый из них осуществляется различными органами, имеющими определенную компетенцию, полномочия и круг поднадзорных (подконтрольных) объектов (см. § 2 настоящей главы).
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводятся в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения установленных условий труда.
В условиях существенного расширения локального и автономного (индивидуально-договорного) регулирования трудовых отношений возрастает значение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде при установлении условий труда.
Согласно ст. 5 КЗоТ РФ условия договоров о труде (как коллективных, так и индивидуальных), ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными. Вместе с тем за счет собственных средств работодатель вправе устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников всего коллектива или отдельных категорий.
Другой сферой надзорно-контрольной деятельности является применение установленных условий труда. Речь идет о соответствии правоприменительных документов (приказов о приеме, переводе и увольнении работника, привлечении его к дисциплинарной ответственности и т.д.) законодательству и локальным нормативным актам.
В каждой из названных сфер следует различать предварительный (предупредительный), текущий и последующий надзор и контроль. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предупредить нарушения законодательства, то есть не допустить принятия незаконных решений. Примером предварительного надзора и контроля в сфере установления условий труда служит участие выборного профсоюзного органа организации в разработке и принятии локальных нормативных актов, a β сфере применения условий труда — рассмотрение тем же органом представлений администрации. В процессе предварительного надзора и контроля проверяется законность и целесообразность (в рамках законности) решений работодателя.
Последующий надзор и контроль имеют целью выявить допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работника. Особо следует обратить внимание на выявление скрытых (латентных) нарушений. Например, о незаконном предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы и их надлежащего оформления.
Что же касается текущего надзора и контроля, то он может быть либо предварительным (если соответствующее решение еще не принято) , либо последующим (если это решение уже состоялось).