Источники права. нормативно-правовой акт. нормы права

Источником (формой) права является способ внешнего выражения юридически установленных правил поведения, дающих представление о сущности и содержании права.

Теория права исследует следующие основные источники права, характерные для различных правовых систем:

1. Правовой обычай. Им признается устойчивое, исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством и возведенное, таким образом, в ранг правовой нормы. Правовые обычаи были главным способом развития права на ранних этапах развития государства. В настоящее время они применяются лишь как дополнительный источник права, в очень ограниченных пределах.

2. Нормативно-правовой акт – юридический документ, принятый в установленном законом порядке компетентным государственным органом, содержащий совокупность правил поведения, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Занимает ведущее место в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в России. В нем содержатся общеобязательные нормы поведения, которые создаются и охраняются государством.

К нормативно-правовым актам относятся: Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы, а также подзаконные акты, т. е. решения органов исполни­тельной власти. В России это акты президента, правительства, министерств и ведомств.

3. Юридический прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое приобретает общеобязательную силу для других судов или административных органов при рассмотрении ими аналогичных (похожих) дел. Это главный источник права в Англии и странах англо-саксонской правовой системы, к которым также относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

4. Нормативный договор представляет собой добровольное соглашение двух или более субъектов права, содержащее в себе правовые нормы. Данный источник права также характерен для России. К нормативным договорам РФ относятся:

- ее международные договоры;

- федеративный договор;

- договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

- договоры между субъектами федерации;

- коллективные трудовые договоры;

- публичные договоры в сфере гражданского права.

5. Общие принципы права – это основополагающие начала конкретной правовой системы. К ним могут относиться:

- законность;

- равенство;

- гуманизм;

- справедливость;

- и др.

6. Общие принципы и нормы международного права – это наиболее важные, общепризнанные нормы, содержащие в себе модель поведения субъектов международных отношений по поводу важнейших вопросов международной жизни. Такие принципы служат критериями законности и основой для выработки внутригосударственных норм и критериями законности поведения государств. К ним относятся:

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государства;

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип уважения прав и свобод человека;

- и др.

7. Религиозные нормы, т. е. своды религиозных правил. Они являются главными источниками права в теократических государствах. Например, в станах, где ислам является официальной государственной религией – Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и т. д. В качестве основного источника права закреплен Коран. Также к числу теократических государств относятся Ватикан, где основным источником права является Библия, и Израиль – Тора. Во всех этих странах религиозные трактаты лежат в основе национальных правовых систем.

8. Доктрины и мнения отдельных юристов. Высказывания известных римских юристов по конкретным вопросам имели силу закона и применялись как источник права преимущественно в Древнем Риме. В настоящее время мнения ученых-юристов не имеют такого значения, но нельзя не признать, что косвенным образом они все-таки влияют на законодателя.

§ 3. Система права. Отрасли, институты
права

Под системой права понимается внутреннее строение права, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов.

Этими элементами являются:

1. Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, издаваемое и обеспечиваемое государством, на основе которого осуществляется регулирование общественных отношений.

Норма права имеет следующие признаки:

- общеобязательность – означает, что следование требованиям правовой нормы обязательно для всех субъектов, независимо от их статуса;

- формальная определенность – предполагает, что нормы права содержатся в источниках права (законах, указах, постановлениях и т. д.), установленных или санкционированных государством в строго определенной законом процедуре;

- регулирование наиболее важных, типовых общественных отношений означает, что норма права не предусматривает в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на сходные жизненные ситуации, при которых возникает необходимость ее применения;

- государственно-властный характер, т. е. содержание в нормах права государственной воли, под которой имеется в виду как воля одной личности (монарха), либо группы лиц (правящего класса), так и воля большинства граждан государства;

- непосредственная связь норм права с государством означает, что нормы права издаются или санкционируются государством в лице его компетентных органов. Негосударственные органы не вправе принимать общеобязательные нормы. Они издают нормы, обязательные только для их членов;

- охрана со стороны государства и применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений, которое выражается в применении к нарушителям мер юридической ответственности.

Норма права имеет внутреннее строение (т. е. структуру). Структура правовой нормыпоказывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три – гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза (предположение) – это элемент (часть) правовой нормы, в котором указывается условие применения данной нормы.

Диспозиция (распоряжение) – это элемент (часть) правовой нормы, в котором содержится само правило дозволенного, предписываемого либо запрещенного поведения.

Санкция (взыскание) – это часть правовой нормы, в которой определяется, какие последствия может повлечь реализация правила поведения, указанного в диспозиции.

Норма права может выполнять свои регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Если не указаны обстоятельства, при которых она действует, т. е. гипотеза, такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует ее применять. Если в норме нет диспозиции, то она тем более бездейственна, поскольку не дает представления о правиле поведения, установленном законодателем. Отсутствие в структуре нормы санкции, также лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством и обеспеченность его принудительной силой.

Большинство отечественных юристов придерживаются трехзвенной структуры нормы права. Но некоторые считают, что допускается и двухчленная структура. Например, норма права может содержать только гипотезу и диспозицию или только диспозицию и санкцию. Так, в нормах конституционного, семейного, трудового права санкции, как правило, отсутствуют, но их можно найти в нормах других отраслей права (административном, уголовном и т. д.).

Таким образом, активное воздействие нормы права на общественные отношения, возможно только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

2. Более емким элементом правовой системы является правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный аспект общественных отношений и включающий в себя совокупность правовых норм. Правовые институты формируются, как правило, в рамках одной отрасли права (институт собственности, наследования, физических лиц в гражданском праве), но могут выделяться и из совокупности отраслей (институт прав и свобод человека и гражданина черпает нормы в конституционном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном и других отраслях права).

3. Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения свойственным ей методом правового регулирования. Как правило, в отрасль права объединено несколько правовых институтов. Различают отрасль конституционного, административного, гражданского, трудового права и др.

Критерием выделения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это часть однородных общественных отношений, регулируемая правовыми нормами.

Метод правового регулирования – совокупность юридических способов и приемов правового воздействия на общественные отношения.

Теория права различает следующие методы правового регулирования:

Императивный метод – это такой способ воздействия, который основан на необходимости строгого подчинения субъекта требованиям правовой нормы.

Диспозитивным методом является такой способ воздействия, который предоставляет субъектам права возможность регулирования отношений между собой в рамках, установленных законом.

§ 4. Правоотношения: понятие, виды,
состав

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Оно имеет следующие признаки:

- регулируют наиболее важные общественные отношения, требующие правового регулирования;

- являются формой реализации правовых норм, их воплощением в жизнь;

- связь участников правоотношений посредством взаимных субъективных прав и юридических обязанностей;

- обеспечиваются государством, органы которого, в случае необходимости, управомочены применить меры принуждения к нарушителям субъективных прав и юридических обязанностей.

Теория права осуществляет классификацию правовых отношений по различным основаниям:

1) по отраслевому признаку, где в основу деления положена специфика отдельных сфер общественных отношений; правоотношения делятся на:

- конституционные,

- гражданско-правовые,

- административно-правовые,

- семейные,

- уголовно-правовые,

- гражданско-процессуальные

- и т. д.;

2) правоотношения можно также подразделить по характеру содержания или по функциям права. В этом случае выделяют:

- общерегулятивные правоотношения, которые возникают непосредственно из закона, т. е. на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Данные нормы порождают у всех субъектов, которым они адресованы, одинаковые права или обязанности без всяких условий. К таковым относится, например, ряд конституционных норм,

- регулятивные правоотношения – те, которые появляются на основе норм права и юридических фактов (событий и правомерных действий). При отсутствии надлежащей законодательной регламентации, регулятивные правоотношения могут возникать на основе договора между сторонами,

- охранительными правоотношениями являются те, которые возникли на основе охранительных норм, в случае нарушения субъективных прав и юридических обязанностей одного или нескольких лиц. Охранительное правоотношение призвано восстановить нарушенные права и обязанности, поэтому выступает как проявление правовой защиты субъектов со стороны государства;

3) в зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон), правоотношения бывают:

- относительными, т. е. такими, в которых все стороны являются определенными (например, истец и ответчик),

- абсолютными, где конкретно определена лишь управомоченная сторона, а обязанным является каждый, кто должен воздерживаться от нарушения субъективного права управомоченного лица;

4) по характеру обязанностей правоотношения бывают:

- активными. В них одна сторона обязана совершить определенные положительные действия, а другая – вправе требовать их совершения;

- пассивными – обязанность лица, напротив, заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Содержание правоотношений включает в себя четыре элемента:

1) субъективное право;

2) юридическую обязанность;

3) субъект правоотношения;

4) объект правоотношения.

Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

Субъективным правом называют меру возможного или дозволенного поведения лица. Степень этой возможности или дозволенности определяется правовыми нормами. Субъективное право, в свою очередь, включает в себя следующие правомочия:

а) право действовать, т. е. реализовывать дозволенную или предписанную законом модель поведения;

б) право требовать должного поведения со стороны другого лица;

в) право пользоваться определенным социальным благом;

г) право иметь защиту, под которым понимается право лица на обращение в компетентный государственный орган с целью защиты нарушенного права.

Юридическая обязанность – это обязанность лица совершить необходимые действия либо воздержаться от их совершения; отреагировать на обращенные к лицу действия управомоченного; обязанность не препятствовать управомоченному в пользовании благом, на которое он имеет право, а также необходимость несения ответственности за неисполнение требований управомоченного лица.

Объектомправоотношения считаются действия и поведение людей, на которые воздействуют правовые нормы.

Субъект правоотношения – это лицо, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В качестве субъектов права могут выступать:

– физические лица, к которым относятсяграждане, подданные, иностранцы, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством;

– юридические лица, к которым отнесены предприятия, учреждения, организации, обладающие следующими признаками:

а) имеют в собственности обособленное имущество;

б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам;

в) могут от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

г) имеют самостоятельный баланс или смету;

д) могут быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами могут быть как государственные, так коммерческие, а также общественные организации и учреждения.

Коммерческими организациями считаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие объединения, напротив не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели.

Для правомерности участия лица или организации в правоотношениях, они должны отвечать требованиям правоспособности и дееспособности.

Правоспособность– это способность физического или юридического лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных законодательством данной страны.

У физического лица она возникает в момент рождения и прекращается с его смертью. Что касается юридических лиц, то у них, как правило, нет временного разрыва между правоспособностью и дееспособностью: они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно, в момент государственной регистрации при их возникновении либо ликвидации.

Дееспособность – это установленная законом возможность физического или юридического лица своими непосредственными действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности, а также настии ответственность за нарушения правовых норм.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц носит специальный характер, поскольку онимогут иметь гражданские права и нести обязанности только в соответствии с целями своей деятельности, которые предусмотрены в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

На соотношении правоспособности физических лиц следует остановиться подробнее. Отметим, что правоспособностью обладают все люди без исключения, а дееспособностью – не все. В отличие от правоспособности, которая наступает с момента рождения человека и прекращается в момент его смерти, содержание и объем дееспособности зависит от следующих факторов:

1. От возраста субъекта – совершеннолетие, по достижении которого личность становится дееспособной, т. е. может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность), определяется законодательством конкретного государства. В России такая возможность наступает с 18 лет.

В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, дети до 5 лет вообще не обладают дееспособностью. Детиот 6 до 14 лет обладают дееспособностью малолетних. Это выражается в их праве совершать:

- мелкие бытовые сделки (например, купить продукты в магазине);

- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Объем дееспособности несовершеннолетних, т. е. лиц от 14 до 18 лет, включает в себя следующие права:

- самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

- осуществлять авторские права;

- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

- совершать мелкие бытовые сделки.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по этим сделкам. Все остальные сделки совершаются ими только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Также законодательным образом определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого лицо приобретает политические права (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Так, согласно российской Конституции РФ, на должность судьи может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, на должность Президента – 35 лет, на должность судьи Конституционного суда – 40 лет и т. д.).

2. Важным фактором, оказывающим влияние на дееспособность субъектов, является состояние их здоровья. Если вследствие стойкой душевной болезни гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. Опекун совершает за подопечного и от его имени все сделки и несет ответственность как по этим сделкам, так и за вред, причиненный недееспособным. Сделки, совершенные недееспособными лицами, признаются ничтожными, т. е. недействительными.

Российское законодательство предусматривает также возможность ограничения дееспособности, которая может быть применена к тем лицам, которые вследствие алкоголизма или злоупотребления наркотическими веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство. В соответствии с ГК РФ, такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию или иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако гражданин, ограниченный в дееспособности, самостоятельно несет имущественную ответственность за совершенные им сделки и причиненный вред.

3. В некоторых случаях на дееспособность оказывает влияние родство субъектов. Это касается, прежде всего, брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными.

4. Законопослушность субъектов также оказывает влияние на объем дееспособности лица. Лицо, совершившее преступление, при отбывании уголовного наказания в местах лишения свободы, не имеет возможности реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.

Наши рекомендации