Охрана водных объектов суши от загрязнения и регулирование качества воды в России

Вода – один из главных компонентов природной среды, основы охраны которой приведены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Непосредственно основные принципы и правила охраны вод отражены в водном законодательстве.

Охрана вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод (ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения) [1].

Зашита водных ресурсов от истощения и загрязнения вредными веществами предусматривает комплекс мер:

1) разработку соответствующих законодательных актов;

2) организацию мониторинга водных объектов;

3) охрану поверхностных и подземных вод, включая очистку промышленных и бытовых стоков;

4) подготовку воды, используемой для питьевых и хозяйственных целей;

5) государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов [2].

Водный кодекс РФ запрещает вводить в эксплуатацию:

- любые объекты, которые не оборудованы очистными сооружениями и устройствами, предотвращающими засорение, истощение и загрязнение водных объектов;

- сбросные и водосборные сооружения, а также гидротехнические сооружения (ГТС) без рыбозащитных устройств;

- объекты промышленности, сельского хозяйства и другие комплексы, которые не имеют санитарно-защитных зон;

- оросительные, обводнительные и осушительные системы, водохранилища, плотины и каналы до завершения мероприятий, которые предотвращают их вредное воздействие на водные объекты [1].

Важную роль в охране водных ресурсов играет лицензирование водопользования, а также сброса сточных и других вод. Порядок лицензирования водопользования регулируется ст. 48—53 и 83 Водного кодекса РФ, а также постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распространительной лицензии» [1].

На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещен сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п. [1].

В основу охраны вод положены следующие основные принципы:

- нормирование качества вод;

- нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;

- регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;

- плотность воздействия;

- осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;

- соблюдение принципа: загрязнитель платит [2].

Допустимые значения показателей состава вод устанавливаются в зависимости от вида водопользования. В настоящее время выделяют следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое и рыбохозяйственное.

Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований.

Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [2].

Мониторинг водных объектов

Государственный мониторинг водных объектов, являясь составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды, включает мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей, мониторинг подземных водных объектов, мониторинг водохозяйственных систем и сооружений [2].

Он предусматривает:

постоянные наблюдения за их состоянием качественными и количественными показателями как поверхностных, так и подземных вод;

2) сбор, хранение и обработку данных наблюдений;

3) создание и ведение банков данных;

4) оценку, составление прогнозов изменения состояния водных объектов и передачу соответствующей информации правительственным органам Федерации и ее субъектам [2].

Государственный мониторинг водных объектов осуществляет Министерство природных ресурсов (МПР), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды [2].

В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:

- за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

- за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

- за фоновым загрязнением водных объектов;

- за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Основу Государственной системы мониторинга составляет наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая решает следующие задачи:

- наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озёр, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;

- обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;

- обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов;

- оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

Система мониторинга базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоёмах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязнённых участках.

Помимо Росгидромета мониторинг поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых целей, осуществляет Роспотребнадзор [1].

Организация водоохранных зон

Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:

- установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;

- установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;

- внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;

- сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.

Водоохранными зонами являются территории, прилегающие к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр и водохранилищ с устанавленным специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности [1].

Согласно Водному кодексу РФ на правительство страны возложена обязанность установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Так, минимальная ширина указанных зон для озер от среднемноголетнего уреза в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при акватории до 2 км2 составляет 300 м, более 2 км2 — 500 м [2].

Зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения

Наши рекомендации