Вопрос 1. Политика белорусизации и развитие культуры в БССР в 1920-е – 1930-е гг
Запомните определение: белорусизация – это политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 1920-е гг., включавшая комплекс мер по возрождению белорусской нации, ее государственности, культуры, языка, общеобразовательной, средней и высшей школы.
Необходимо понимать, что белорусизация могла быть успешной только при поддержке ее идей со стороны ВКП(б) и КП(б)Б, как единственной реальной политической силы в стране. Поэтому неудивительно, что среди инициаторов политики белорусизации были партийные и государственные деятели: А.Г. Червяков (председатель ЦИК и СНК БССР), Д.Ф. Жилунович (редактор газеты «Советская Белоруссия»), В.М. Игнатовский (народный комиссар просвещения) и др.
Выделите этапы белорусизации: 1. 1920-1924 гг. – создание предпосылок; 2. 1924-1928 гг. – осуществление; 3. 1929 г. – свертывание.
Назовите и прокомментируйте основные предпосылки, позволившие начать политику белорусизации (территориальные укрупнения БССР, восстановление хозяйства под влиянием нэпа, возвращение многих национальных белорусских деятелей в страну и др.).
Началом белорусизации следует считать II сессию ЦИК БССР 15 июля 1924 г., на которой было принято Постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики». В нем констатировалось равноправие белорусского, русского, еврейского и польского языков в качестве государственных. Предпочтение отдавалось языку коренной национальности. Предусматривалось создание специальных комиссий по осуществлению национальной политики. «Центральную комиссию» возглавил А.И Хацкевич, который видел основную задачу в том, «чтобы приспособить государственный аппарат, школы, искусство, литературу к обслуживанию основной массы населения на его родном языке».
Подчеркните, что белорусизация проводилась в республике с многонациональным населением: белорусы составляли 80%, евреи и русские – по 8, поляки - около 2, украинцы – до 1, литовцы, немцы, татары – по 0,1, другие – 0,2 %. Белорусы проживали преимущественно в деревнях, евреи и русские – в городах и местечках.
Затем перейдите к анализу основных направлений осуществления данной политики.
1. Расширение сферы употребления белорусского языка. Ставилась задача в течение одного-трех лет перевести на белорусский язык весь партийно-советский аппарат и части Красной Армии, дислоцированные в БССР. Началась разработка учебников и пособий на белорусском языке. Для подготовки кадров открывалась широкая сеть курсов белорусоведения. Выясните, каким показателям при переводе делопроизводства, армейских уставов, периодической печати на белорусский язык уделялось главное внимание – количественным (формальным) или качественным? Оказывалось ли противодействие этому процессу со стороны партийно-советского аппарата?
2. Привлечение национальных кадров в государственные, хозяйственные и культурно-просветительские учреждения, или коренизация. Заметьте, что к 1927 г. среди членов ЦИК БССР белорусов было 55 %, членов облисполкомов – 60 %, райисполкомов – 79 %. Назовите позитивные и негативные последствия достаточно быстрого изменения контингента управленческого аппарата. Ответьте на вопрос о том, почему на протяжении 1924–1926 гг. процент этнических белорусов в КП(б)Б сократился.
3. Всестороннее развитие белорусской культуры, изучение белорусского края. Одной из задач культурного строительства была ликвидация неграмотности населения республики. Расскажите о том, как эта проблема решалась. Какое место отводилось созданному в 1926 г. обществу «Долой неграмотность» во главе с председателем ЦИК БССР А. Червяковым?
Оценивая развитие школьного образования, подчеркните, что если в начале 1920-х гг. белорусскоязычными были около 25 % школ, то к концу 1920–х гг. - 80 % школ республики. С 1930-1931 учебного года в БССР было в основном введено всеобщее обязательное обучение детей 8–10 летнего возраста, а также переростков в возрасте 11–15 лет. Началась работа по осуществлению всеобуча в объеме семилетней школы.
Расскажите о создании высших учебных заведений в республике: Белорусского государственного университета, Коммунистического университета в Минске, Белорусского ветеринарного института в Витебске и Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках. Какие еще специализированные учебные заведения работали в республике? Приведите такие факты, как открытие Государственной, университетской и других библиотек, Государственного музея, Центрального архива. Раскройте их роль в научно-просветительской деятельности. Обратите внимание на организацию курсов белорусоведения, которые стали средством национальной пропаганды.
Особо остановитесь на истории создания и деятельности Института белорусской культуры (1922), который в 1929 г. был преобразован в Белорусскую Академию наук. Кто его возглавлял? Почему это учреждение можно было считать своеобразным интеллектуальным центром нации? Подчеркните, что среди достижений Инбелкульта – разработка норм белорусского языка, белорусской научной терминологии, выявление особенностей белорусской культуры, изучение хозяйства и общественных отношений белорусов.
Проанализируйте изменения в издательском деле БССР. Изучите материал о развитии белорусской литературы в 1920-е гг. Назовите наиболее известных авторов и произведения, написанные ими в эти годы. Подчеркните, что активизировалась не только белорусская, но и русская, еврейская литература. Расскажите о первых литературных объединениях писателей: белорусские («Маладняк», «Узвышша», «Полымя»), русские («Звенья», «Минский перевал»), еврейское (Юнгер арбайтер»). Сделайте обобщение о значении и результатах политики белорусизации.
Далее подчеркните, что с конца 1920-х гг. белорусизация была свернута. Объясните, почему это произошло. Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывается в термин «большевистская белорусизация»? Расскажите о судьбах ее видных деятелей.
Затем перейдите к процессам развития культуры в 1930-е гг. Назовите изменения, произошедшие в системе образования (введение с 1932 г. всеобщего обязательного обучения, открытие новых вузов и т.д.), научной сфере. Охарактеризуйте развитие театрального и музыкального искусства. Обратите внимание на живопись, скульптуру, архитектуру БССР. В жанре пейзажа успешно работал В. Белыницкий-Бируля; великолепными портретистами были В. Волков, М. Филиппович, И. Ахремчик; графиками А. Астапович, С. Юдовин, Е.Минин, И. Гембицкий и др. Какие картины белорусских художников вам знакомы? В области скульптуры плодотворно работали А. Грубе, А. Бразе, З. Азгур, А. Глебов и др., в области архитектуры - И. Лангбард, Г. Лавров и др. Какие монументальные творения белорусских скульпторов и архитекторов сохранились в Беларуси до наших дней?
Заметьте, что с момента опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» единственно возможным способом существования художественного сознания стал социалистический реализм, выход за границы которого рассматривался как измена социализму. Какой смысл вкладывается в понятие «социалистический реализм»?
Изучите материал о развитии культуры и религии в Западной Беларуси в 1920-1930-х гг. [1, с. 302-310]. Проанализируйте влияние полонизации на сферу школьного образования, роль Товарищества белорусской школы в отстаивании права белорусов обучаться на родном языке. Выявите роль католической церкви в ополячивании белорусского населения, состояние православной церкви.
Подведите итоги культурным процессам 1930-х гг., расскажите о потерях белорусской научной и творческой интеллигенции в связи с репрессиями 1930-х гг.