Особенности государственно-правового развития Индии в средние века
Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже.
V-VII вв. как условный рубеж начала средневековой истории Индии не связаны с кардинальными переменами в политической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV-V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет.
В V-VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и осваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате.
Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества.
Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V-VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства.
31. Особенности государственно-правового развития Китая в средние века.
Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.
При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.
В ведении второго канцлера находились: военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов: административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды; военная; надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.
Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен-ные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.
32. Возникновение и организация власти Арабского халифата
Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.
В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство. периоды: период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.; период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.
Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.
Объединились: средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мyсульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.
Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.
После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь):ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.
Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами. К этим правительственным канцеляриям относились: военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; диван внутренних дел - диванал-харадж, налогово-финансовое ведомство; диван почтовой службы - диванал-барид, который, кроме своих основных функций, исполнял также функции тайной полиции. Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата.
Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат.
33.Особенности государственно-правового развития Японии в средние века
Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая.
Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Обязанности каждого "ранга" уточнялись в юридических сборниках"рицу-ре". Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре).
С IX в. в Японии начинает развиватьсясистема сеньории (се) -неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью.
Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в рукивоенной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлялсегун - представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ.
В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами.
Существовал целый комплекс норм(гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.
34. Источники и основные черты мусульманского права
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") - совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.
Главным источником в шариате признавался Коран - священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом - основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва).
Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс.
Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину, обязанному уплатой феодальной ренты.
Со вт. пол. VШ века в халифате появляется условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.
Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью.
Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения.
Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.).
В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.
Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.
Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.
Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому поручается осуществление фактического раздела наследства (дело нередко весьма сложное, поскольку закон требовал пропорционального распределения имущества между всеми законными наследниками).Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего.
Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д. В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок, объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление против веры рассматривается как преступление против государства.
По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те, которые он может искупить уплатой штрафа. К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др. Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство - умышленное и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран. Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч дирхемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети. За нанесение ран сумма выкупа соответственно уменьшалась. Если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегали к кровной мести. Требовалось, чтобы они действовали тем же оружием, каким действовал виновный, и причинили ему такое же ранение, какое получил потерпевший.
Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей или попустителей.
Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.
Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить его в один день. Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Иноверцы не могли свидетельствовать против мусульманина.
Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.
С VШ века Арабский халифат как единое государство начинает распадаться. Возникает независимый Египетский халифат, в Испании - до ХШ века - Кордовский халифат (впоследствии ликвидированный).