Столыпинские реформы (1906-1911 гг): ход, результаты и
Последствия.
В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный. Крестьяне, ставшие в 1861 г. свободными, землю фактически в собственность не получили [т.е. так и не стали экономически свободными, как крестьяне во Франции после Великой французской революции 1789-1793 гг]. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905—1907 гг. судьба России решалась в деревне.
Все реформы П.А. Столыпина, который в 1906 г. возглавил правительство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них была земельная, получившая название «столыпинская», хотя ее проект был разработан еще до него. Сущность реформы заключалась в том, что правительство:
- отказывалось от прежней политики поддержки общины и
- переходило к ее насильственней ломке.
Как известно, община была организационным и хозяйственным объединением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союзом в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии.
Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования класса мелких крестьянских собственников:
- неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог;
- чересполосица и периодические переделы земли препятствовали переходу к более продуктивным формам ее использования, поэтому предоставление крестьянам права свободного выхода из общины было давно назревшей экономической необходи-мостью.
Особенностью столыпинской аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905—1906 гг.
П.А. Столыпин отмечал: «Дикая, полуголая деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горячий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». В связи с этим другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.
Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 г. под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», согласно которому:
- разрешался свободный выход из общины;
- земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от изменения количества душ в семье;
- появилась возможность продать свой надел;
- появилась возможность выделить землю в одном месте — на хуторе или отрубе.
Одновременно все это предполагало:
- снятие ограничений на передвижение крестьян по стране;
- передачу Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли;
- организацию переселенческого движения в Сибирь с целью наделения без- и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов.
Указ от 9 ноября 1906 г. был затем трансформирован в постоянно Действующие законы, принятые
- 14 июля 1910 г. и
- 19 мая 1911 г.,
в которых предусматривались дополнительные меры для ускорения выхода крестьян из общины. Например, в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины ее члены впредь могли считаться собственниками земли, даже если они об этом не просили.
Кроме аграрной, столыпинские реформы включали в себя преобразования и в других сферах, осуществление которых должно было вывести Россию из состояния перманентного кризиса и привести к стабильности. В их числе были:
• реформа местного управления и самоуправления, которая предполагала уничтожение сословного управления крестьянством и введение бессословных волостных учреждений;
• реформа в системе народного просвещения, предусматривавшая широкое строительство сельских школ и переход к обязательному начальному образованию с целью превращения забитого и темного крестьянина в грамотного земельного собственника;
• мероприятия, направленные на улучшение положения рабочих (создание системы их страхования, введение правил о найме на работу, сокращение продолжительности рабочего времени и т.д.)
Аграрную реформу П.А. Столыпина можно считать незавершенной и не вполне удачной.
К 1 января 1916 г. выделились из общины и закрепили в личную собственность земельные наделы 2,5 млн хозяев, что составило 26% всех общих дворов. И, как показала практика, выходили в основном не те, на кого преимущественно рассчитывало правительство, — крепкие хозяева, — а бедняки и бывшие сельские жители, прочно устроившиеся в городе и вспомнившие, что у них когда-то была земля и теперь ее можно продать.
В этот период в стране произошел рост сельскохозяйственного производства. В 1909—1913 гг. увеличились заготовка зерна и вывоз его за границу, но, по-видимому, тенденции к этому (расширение площадей посевов и т.д.) прослеживались еще до реформы.
Наиболее ощутимый результат реформа принесла в Сибири. Ссуда на переселен-ческую семью составляла 150 рублей. Именно здесь на 62% увеличилась посевная площадь под хлеб и быстрыми темпами стала Развиваться крестьянская промысловая корпорация.
После 1905 г. за Урал переселились около 3,7 млн человек, из них около 1 млн человек возвратились обратно, 700 тыс. разбрелись по Сибири и лишь 2 млн, т.е. немногим больше половины, сумели закрепиться на земле.
Реализации реформаторских замыслов П.А. Столыпина препятствовали и другие факторы:
• временные — реформам требовался значительный период времени, а не пять лет, которыми в итоге располагал П.А. Столыпин;
• административные — сопротивление части государственного аппарата;
• социально-политические — борьба политических сил, как правых так и левых, увидевших в реформах П.А. Столыпина угрозу своему влиянию;
• личные — сложные отношения с Николаем II и его ближайшим окружением.
В условиях острой политической борьбы осуществлялась работа российского парламента — Государственной думы.
Реформы, проведенные в стране под воздействием революции 1905-1907 гг.:
- оказались запоздалыми и
- были возможны только в тех рамках, на которые соглашалось самодержавие или на которые вынуждал народ.
В связи с этим в общественном сознании стало формироваться представление о том, что революционное давление на власть становится предпочтительным средством политической борьбы в России. И события 1917 г. это подтвердили.