Столыпинские реформы (1906-1911 гг): ход, результаты и

Последствия.

В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграр­ный. Крестьяне, ставшие в 1861 г. свободными, землю фактически в собственность не получили [т.е. так и не стали экономически свободными, как крестьяне во Франции после Великой французской революции 1789-1793 гг]. Их душили малоземелье, община, помещи­ки, поэтому в период революции 1905—1907 гг. судьба России реша­лась в деревне.

Все реформы П.А. Столыпина, который в 1906 г. возглавил прави­тельство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них была земельная, получившая название «столы­пинская», хотя ее проект был разработан еще до него. Сущность рефор­мы заключалась в том, что правительство:

- отказывалось от прежней политики поддержки общины и

- переходило к ее насильственней ломке.

Как известно, община была организационным и хозяйственным объ­единением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союзом в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии.

Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования класса мелких крестьянских собственников:

- неотчуждаемость надель­ных земель делала невозможным получение ссуд под их залог;

- черес­полосица и периодические переделы земли препятствовали переходу к более продуктивным формам ее использования, поэтому предоставле­ние крестьянам права свободного выхода из общины было давно на­зревшей экономической необходи-мостью.

Особенностью столыпин­ской аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили ре­волюционные события и аграрные беспорядки в 1905—1906 гг.

П.А. Столыпин отмечал: «Дикая, полуголая деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя ми­ром, никакой ответственности, всегда будет представлять горячий мате­риал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». В связи с этим другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, явля­ющейся противником всяких разрушительных теорий.

Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 нояб­ря 1906 г. под скромным названием «О дополнении некоторых поста­новлений действующего закона, касающегося крестьянского землевла­дения», согласно которому:

- разрешался свободный выход из общины;

- земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от из­менения количества душ в семье;

- появилась возможность продать свой надел;

- появилась возможность выделить землю в одном месте — на хуторе или отрубе.

Одновременно все это предполагало:

- снятие ограничений на передвижение крестьян по стране;

- передачу Крестьянскому поземель­ному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли;

- организацию переселенческого дви­жения в Сибирь с целью наделения без- и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов.

Указ от 9 ноября 1906 г. был затем трансформирован в постоянно Действующие законы, принятые

- 14 июля 1910 г. и

- 19 мая 1911 г.,

в которых предусматривались дополнительные меры для ускорения выхо­да крестьян из общины. Например, в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины ее чле­ны впредь могли считаться собственниками земли, даже если они об этом не просили.

Кроме аграрной, столыпинские реформы включали в себя преобразо­вания и в других сферах, осуществление которых должно было вы­вести Россию из состояния перманентного кризиса и привести к ста­бильности. В их числе были:

• реформа местного управления и самоуправления, которая предпо­лагала уничтожение сословного управления крестьянством и введение бессословных волостных учреждений;

• реформа в системе народного просвещения, предусматривавшая широкое строительство сельских школ и переход к обязательному на­чальному образованию с целью превращения забитого и темного крес­тьянина в грамотного земельного собственника;

• мероприятия, направленные на улучшение положения рабочих (создание системы их страхования, введение правил о найме на работу, сокращение продолжительности рабочего времени и т.д.)

Аграрную реформу П.А. Столыпина можно считать незавершенной и не вполне удачной.

К 1 января 1916 г. выделились из общины и за­крепили в личную собственность земельные наделы 2,5 млн хозяев, что составило 26% всех общих дворов. И, как показала практика, выхо­дили в основном не те, на кого преимущественно рассчитывало прави­тельство, — крепкие хозяева, — а бедняки и бывшие сельские жители, прочно устроившиеся в городе и вспомнившие, что у них когда-то была земля и теперь ее можно продать.

В этот период в стране произошел рост сельскохозяйственного производства. В 1909—1913 гг. увеличились заготовка зерна и вывоз его за границу, но, по-видимому, тенденции к этому (расширение площа­дей посевов и т.д.) прослеживались еще до реформы.

Наиболее ощу­тимый результат реформа принесла в Сибири. Ссуда на пе­реселен-ческую семью составляла 150 рублей. Именно здесь на 62% увеличилась посевная площадь под хлеб и быстрыми темпами стала Развиваться крестьянская промысловая корпорация.

После 1905 г. за Урал переселились около 3,7 млн человек, из них около 1 млн человек воз­вратились обратно, 700 тыс. разбрелись по Сибири и лишь 2 млн, т.е. немногим больше половины, сумели закрепиться на земле.

Реализации реформаторских замыслов П.А. Столыпина препят­ствовали и другие факторы:

• временные — реформам требовался значительный период време­ни, а не пять лет, которыми в итоге располагал П.А. Столыпин;

• административные — сопротивление части государственного ап­парата;

• социально-политические — борьба политических сил, как правых так и левых, увидевших в реформах П.А. Столыпина угрозу своему влиянию;

• личные — сложные отношения с Николаем II и его ближайшим окружением.

В условиях острой политической борьбы осуществлялась работа российского парламента — Государственной думы.

Реформы, проведенные в стране под воздействием революции 1905-1907 гг.:

- оказались за­поздалыми и

- были возможны только в тех рамках, на которые согла­шалось самодержавие или на которые вынуждал народ.

В связи с этим в общественном сознании стало формироваться представление о том, что революционное давление на власть становится предпочтительным средством политической борьбы в России. И события 1917 г. это под­твердили.

Наши рекомендации