Таможенные учреждения и Корчемная стража в России в XVII
Учитывая, что контрабандисты причиняют значительный ущерб казне, в 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. Введение института можно рассматривать как начало охраны границы в экономическом отношении. В целях стимулирования службы объездчиков им выплачивалась четвертая часть задержанного контрабандного товара, осведомители (доносчики) получали половину конфискованных контрабандных товаров.
В связи с тем, что по тарифу 1757 года пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Злоупотребления в таможнях приобрели массовый характер. Высокие тарифы при сравнительно слаборазвитой промышленности внутри страны и плохо охраняемой границе способствовали росту количества контрабандистов и увеличению объема незаконно провозимого в страну товара. В связи с этим российские власти принимают ряд мер по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче таможен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал.
Среди всех мероприятий по снижению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Однако тарифы 1766-го и 1782 годов были значительно понижены по сравнению с ранее установленными в 60 - 80-е годы. Избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило причиной создания на границе нового органа по борьбе с контрабандой на основании указа Екатерины II „Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров", подписанного в 1782 году. В манифесте к указу говорилось: „Употребленные до сего времени средства к уменьшению потаенного привоза товаров через границы наши и к удобному открытию таковых покушений, не были к тому достаточны. Большая же часть оных обращалась единственно в направный казне убыток и в тягость людей на стражу посылаемых, престарелых и увечных из гарнизонов, с коими силами подобное проездов пограничных охранение не мало согласовываться не может. По многим разыскании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу
В соответствии с положениями манифеста была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики набирались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики - по одному на 5 верст. В последующем число объездчиков увеличилось. Но и подобная организационная структура не обеспечивала надежную борьбу с контрабандой.
Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено „Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи", подписанное военным министром России Барклаем де Толли . На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков: Донской казачий майора Селиванова: Донской казачий подполковника Попова 5-го; Донской казачий подполковника Платова 4-го; Донской казачий подполковника Слюсарева 2-го; 1-й Бугский казачий полк; 2-й Бугский казачий полк: 3-й Бугский казачий полк; Донской казачий генерал-майора Денисова 7-го; Донской казачий генерал-майора Иловайского 4-го; Донской казачий генерал-майора Чернозубова; Донской казачий подполковника Иловайского 8-го.
С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.
1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось:
1. Пространство полосы в три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору русских таможенных властей.
2. Всякое судно, русское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы.
3. Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом, должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все то же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна.
4. Преследование судна, не подчинившегося требованию крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных.
Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров.
Ранее, в 1837 году, был учрежден штат флотилии и вышло в свет „Положение о Балтийской крейсерской флотилии". В соответствии с положением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в Военно-Морской Флот страны.
Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими чиновниками.
Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.
Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.
Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил.
В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые охранялись Пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из них 706 - на Белом море, 2624 - на Балтийском, 3328 - в Закавказье, 1269 - берега Черного и Азовского морей, 2638 - Кавказские (морские и сухопутные), 747 - в Финляндии. 2609 верст - в Средней Азии. ( Краткий очерк...,с.1. )
В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов.
Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами.
Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до начала XX века целиком оправдала себя.
Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.
Корчемная стража
Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты или корчемники. В 1699 году было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но если плата была больше ведра.
Еще при Петре 1 преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 году в распоряжении московских откупщиков для преследования корчемства и взимания штрафов был представлен особый отряд солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная команда в 1732 году была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 года в Петербурге в ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежемесячно.
При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 года откупщики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды.
Сверх того, в 1766 году в Москве, а в 1771 году в Петербурге были учреждены особые, содержащиеся за счет казны, конные Корчемные команды, которые оставались в ведении губернской администрации.
В 1840 году на границах крупных губерний корчемство, сопровождаемое буйством и даже убийствами, приняло такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 году особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. Руб. В год) отнесено было за счет земских сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 году стража была упразднена.
В 1862 году стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и Волынской) для предотвращения тайного ввоза спиртных напитков (питей), подлежащих акцизу, из Царства Польского в Российскую империю.
В 1875 году стража была переведена в пограничные уезды. Она состояла из стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы. В вверенных им районах чины Корчемной стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими громоздкими предметами испытывались железными щупами, если это не сопрягалось с порчей клади: кроме того, они были вправе проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи „питей" в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие.
В 1866 году была упразднена воинская Корчемная стража при соляных промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная. В 1880 году вслед за отменой акциза с соли упразднена и эта стража. В период с 1861-го по 1871 год существовала Корчемная стража по взиманию акциза с табака. В 1893 году она состояла из 968 человек, на ее содержание расходовалось 422 597 руб.
Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны.
В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 года министром финансов В.Коковцевым, говорилось, что Корчемная стража „предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы". Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами.
Служащие Корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью „Корчемная стража". Они имели на вооружении шашку артиллерийского образца, револьвер системы „наган" и трехлинейную винтовку драгунского образца. Чины Корчемной стражи приводились к присяге. В своей деятельности Корчемная стража взаимодействовала с полицией, таможенной охраной и пограничной стражей.
Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары, как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации. Китайская водка „ханшин", как негодная к употреблению, уничтожалась.
Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания и деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что ее деятельность направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в пограничных районах.
Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 года.