Правовой обычай как источник права. Обычное право

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

1) Продолжительность существования;.

2) Устный характер;

3) Формальная определенность;

4) Локальный характер;

5) Санкционированность государством.

Обычное право представляет объектив­но исходный исторически источник любого правового регламентирова­ния в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политичес­ких установлений. Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вы­текающие из обычного права — особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа доз­воленного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критери­ях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычно­го права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаимогут играть двоякую роль: во-первых, они за­меняют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе примене­ния законов и других источников права в юридической практике — и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Обычаи признавались источником права в том случае если от­сутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблю­дать то, что указано нравами и обычаями».


77. Правовые системы Африки и тенденции развития их обычного права в условиях национальной независимости.

Африканское право или африканская правовая семья — термин, часто используемый в сравнительном правоведении, обозначающий совокупность действующих национальных правовых систем на Африканском континенте.

На сегодняшний день в Африке существует более 50 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему. Африканская правовая семья состоит из различных по своему историческому развитию правовых систем государств Африки, где тесно переплетаются обычное право, мусульманское право, а также право бывших колонизаторов — романо-германское или англосаксонское. Ввиду этого в сравнительном правоведении африканское право относят к смешанным правовым системам.

Историю правовых систем Африки можно разбить на 3 основных этапа: этап обычного доколониального права, этап колониального права и современный этап.

В первый этап родилось и развивалось традиционное (племенное), а также мусульманское право в странах к северу от Сахары. Спецификой африканского обычного права является то, что оно является не правом индивидов, а правом сообществ.

Спецификой обычного права является то, что ответственность несут группы людей или общины, то есть ответственность семьи или группы родственников за проступки её отдельных членов. Современные субъективное право и юридическая ответственность прямо противоположны традициям обычного права.

Колониальный этап начинается с первой половины XIX века, когда ведущие на тот момент европейские страны, страны стали проводить политику колонизации африканского континента и принесение в данные регионы своего европейского (колониального) права, которое стало действовать в регионах, которыми владели те или иные страны-колонизаторы. Постепенно, с течением времени, влияние права колониальных держав становилось доминирующим. Почти вся Африка оказалась под властью европейских держав.

Колониальные державы делали попытки закрепить в своих африканских колониях право, действовавшее в тот момент в метрополии, а также построить систему правосудия, схожую со своей системой. Однако закрепление колониального права, происходило по разному в каждой стране Африки, так как каждая держава-колонизатор внедряла в своей колонии свою модель права, которая была выработана и развита в метрополии. Так, например, французское право действовало во Французской Африке и на Мадагаскаре; определённые черты бельгийского права в Конго и Руанде-Урунди; португальское право имело распространение в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау; англосаксонское общее право — во всех колониях Великобритании; романо-германское право смешанное с английским общим правом, — в Южной Африке.

В ряде стран Африки прижился судебный прецедент, в основном в английских колониях. Однако африканское прецедентное право имело существенные отличия от прецедентного права бывшей метрополии.

В колониальный период произошёл постепенный уход от традиционных способов разрешения споров и началось формирование собственной судебной системы по образцу метрополии, в которых разбирательство осуществлялось в большинстве случаев, основываясь на европейских нормах, а не на обычном праве; также в этот период сформировалось писанное законодательство, а некоторые варварские обычаи были вовсе запрещены (рабство, членовредительство и др.)

На современном этапе происходит формирование современных правовых систем независимых африканских государств (эпоха постколониального права).

Данный этап развития африканского права характеризуется началом приобретения государствами Африки своей национальной независимости (массово с 60-х годов XX века). Во многих независимых государствах Африки нормы обычного права доколониальной эпохи по-прежнему имеют большое влияние в общественной жизни на бытовом уровне. Их полное вытеснение из сферы правового регулирования является весьма сложным и длительным процессом.


Правообразование и правотворчество. Содержание, цели и субъекты правотворчества в Российской Федерации.

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование».

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов; 3) правотворчество отдельных должностных лиц; 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организации.

Четыре основные стадии правотворчества: законодательная инициатива, внесение и обсуждение законопроекта в парламенте, принятие закона, его опубликование.

Целями правотворчества являются:

1. Создание новых норм права.

2. Конкретизация существующих правил поведения.

3. Детализация правовых предписаний.

4. Дополнение существующих правовых норм.

Субъекты правотворчества:

1. государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);

2. органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции);

3. в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты.


Наши рекомендации