Типы социальных институтов
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.
Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный
регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии.
Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.
Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.
Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.
Бывает, что взаимодействие институтов приобретает конфликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов. Особенно это становится очевидным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных институтов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.
Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна — удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми. При этом работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения.
Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Представим себе министерство, которое не столько решает конкретные насущные задачи в своей области, сколько плодит
различные резолюции, постановления, создает всевозможные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решетка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие сидят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым обществом результатам такая организация не приводит.
Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный президент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лидера стала трагедией для всего народа. Понимая, что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.