Социальные институты и их роль в жизни общества
Продолжим наше выявление существенных и в то же время своеобразных черт социальной жизни. Мы видим, что социальные отношения в обществе определяются системой статусов и ролей. Их существование их не случайно. Статусно-ролевая система призвана обеспечить нормальную жизнь общества и решать проблемы человеческого взаимодействия. Такую же задачу выполняют социальные институты.
Когда мы встретим слово «институт», то должны понимать, что это не просто совокупность людей, работающих в научном заведении, а совокупность любых отношений между людьми, которые предназначены выполнять в обществе определенные функции, регулируются определенными социальными нормами и носят легитимный характер. Например, семья в современном обществе является институтом. Это не каждая отдельная семья, а тип отношений, созданный для удовлетворения определенных потребностей и узаконенный обществом через юридические нормы, моральные принципы и санкции за их нарушение. Общество придает семье определенные функции, важные для обеспечения социальной стабильности. Образование сейчас является институтом, но не было им в архаических обществах. Это не значит, что людей ничему не учили. Не были созданы специальные отношения, которые выполняли бы функцию образования и были бы легитимированы коллективом. Важно отметить, что социальные институты – это не просто совокупность привычек, обычаев, традиций. Мы не зря употребили слово «функции». Это значит, что люди совершают некоторые типичные, повторяющиеся действия, не потому что привыкли к этому, а потому что именно они позволяют решать насущные проблемы.
Теперь можно сформулировать признаки, по которым можно определить факт существования институтов.
1. Это наличие идеологии. В данном случае этим словом обозначают основополагающие убеждения, принципы, которые лежат в основе создания и функционирования институтов. Идеология показывает, для чего они нужны. Так прежде чем создать институт частной собственности, следует сначала доказать или убедить общество, что это благо, что он необходим, что его введение позволяет решить многие важные проблемы.
2. Это разработка статусно-ролевой системы, т.е. системы социальных норм, которые определяют позиции индивидов в структуре данного института и поведение его участников. Так если в обществе укрепилось представление о ценности частной собственности, то оно должно воплотиться в конкретных социальных и правовых нормах, регулирующих это отношение. Иначе мы просто не определим, действует институт или нет, превратился ли он из идеи в реальность.
3. Одним из характерных, хотя и не всегда обязательных, признаков института является наличие организации или совокупности людей, специализирующихся на выполнении той или иной социальной функции. Наиболее ярким примером таких институтов являются государство как организация служащих и церковь как организация служителей культа.
4. Одной из задач институтов является не только эффективное решение задач, ради которых они созданы, но и демонстрация факта своего существования. И это важно. Иначе как мы узнаем об их существовании. Эту функцию выполняет ритуализация поведения. Ритуалы – это особые действия. Как правило, они формализованы, т.е. придают большее значение порядку исполнения действий, периодически повторяются и не имеют прямой практической пользы. Скорее они нечто демонстрируют. Подъем флага, парад, периодические выступления главы правительства по ТВ – вот характерные признаки, призванные демонстрировать существование такого института, как государство.
5. Эту же задачу выполняют символические признаки. Символы – это особые предметы с особой задачей. Они всегда указывает на нечто, что-то обозначают. Типичным примером является знамя, задача которого указать на существование государства. По символам мы определяем, с каким институтом мы имеем дело. Для религии – это иконы, святыни, для бизнеса - патентные знаки, фабричная марка, знаки фирмы.
Создание и развитие системы социальных институтов отражает важную потребность общества. Чем сложнее и динамичнее социальные отношения, тем больше задач приходится решать, но тем менее каждый отдельный человек способен их эффективно решать. Нельзя быть специалистом во всех областях жизни, да и не всегда возможно справиться с задачами одними своими силами. И люди находят выход. Они создают систему посредников, позволяющих и предназначенных за них решать многообразнейшие проблемы социальной жизни. Государство, церковь, профсоюзы, партии, семья, система среднего и высшего образования – вот далеко не полный перечень институтов, призванных быть такими посредниками. Более того. Создание таких институтов – показатель устойчивости, стабильности общества. Процесс их формирования принято назвать словом «институализация».
В чем же воплощается их посредническая роль. Прежде всего, в выполнении коммуникативной функции. Институты обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей). Выработка таких стандартов создает понятность, предсказуемость и приемлемость действий индивида для окружающих и их действий для индивида.
Также институты выполняют интегративную функцию, т.е. обеспечивают пути и способы вовлечения человека в общественную жизнь. Институт становится средством, благодаря которому индивидуальное усилие в большом обществе может приобрести коллективные формы или получить общественный резонанс. Одно дело идти со своей жалобой к чиновнику, а другое – передать ее в газету. Тогда вместо тебя начинает действовать организация, твоя проблема приобретает гласный, публичный характер.
Институты выступают также способом объединения индивидов, благодаря тому, что предоставляют модели коллективных действий. Как выразить, к примеру, протест, чтобы он был понят и принят окружающими? Митинги, демонстрации, шествия – вот немногие примеры таких форм связи, которые обеспечивают мобилизацию людей и консолидацию их усилий.
Наконец, благодаря осуществлению интегративной функции институт обеспечивает включение индивида в социальную жизнь и признание им общественных ценностей. Это может быть служба в армии, участие в общественных святынях и ритуалах, оказание особого внимания символам государственности и т.д. Когда люди в них участвуют, то они показывают обществу, что признают его ценности. И общество или государство тем самым определяет отношение людей к себе.
Кроме того, социальные институты выполняют функцию трансляции. Она состоит в закреплении и воспроизводстве общественных отношений путем передачи накопленного социального опыта. Ведь способ существования общества парадоксален. Люди приходят и уходят, их взгляды меняются. Но общество постоянно восстанавливает или длит себя, благодаря сохранению моделей поведения и подключению к ним каждого нового поколения.