Цели и задачи МК ОСПС

Структура МК ОСПС

Кодекс ОСПС состоит из двух частей.

Часть А носит обязательный характер, а часть Б – рекомендательный. Рекомендации в части Б, следует учитывать при осуществлении положений Главы XI-2 МК СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС.

Часть А кодекса ISPS содержит 19 разделов:

Первый раздел – цели Кодекса

Второй раздел – Определения

Третий раздел – Применение

Четвертый раздел- Ответственность договаривающихся Правительств (установление уровней безопасности 1, 2 или 3 уровня).

Разделы с 5 по 11 содержат положения и требования соответственно:

Декларация по охране (5),обязанности компаний (6),охрана судна (7), оценка безопасности судна (8), судовой план охраны (9),ведение записей (10), офицер компании по охране (11).

Офицер по охране судна (SSO) раздел (12) части А Кодекса ISPS – должен быть назначен на каждом судне.

Обязанности и ответственность SSO должны включать (но не ограничиваются):

- проведение регулярных инспекций на судне по безопасности для обеспечения поддержания соответствующих мер охраны;

- поддержание и внедрение судового плана охраны, включая изменения плана;

- координация вопросов охраны при обработке грузов и судового снабжения с судовым персоналом и офицерами по охране портовых сооружений;

- предложения по модификации судового плана охраны;

- доклады офицеру компании по охране о любых недостатках и несоответствиях обнаруженных во время внутреннего аудита, периодических осмотров, инспекции и проверок и применение корректирующих действий;

- усиление сознания безопасности и бдительности на борту судна;

- обеспечение проведения адекватных тренировок судового персонала согласно требований;

- доклады об опасных инцидентах;

- координация применения судового плана охраны с офицером Компании по охране и соответствующим офицером по охране портовых сооружений;

- обеспечение надлежащей работы оборудования по охране, его тестирование, калибровка, уход, если таковое имеется.

Офицер по охране судна должен иметь знания и пройти обучение с учетом руководства, изложенного в части В этого Кодекса.

Разделы с 13 по 19 излагают следующие положения и требования:

13 – Обучение и проведение учений и упражнений по охране судна;

14 – Охрана портовых сооружений;

15 – Оценка безопасности портовых сооружений ;

16 – План охраны портовых сооружений;

17 – Офицер по охране портовых сооружений;

18 – Обучение, проведение учений и упражнений по охране портовых сооружений;

19 – освидетельствование и сертификация судов.

Часть А устанавливает требования к:

- Декларации об охране;

- защите судна;

- оценке уязвимости судна;

- плану охраны судна;

- лицу командного состава, ответственному за охрану судна;

- тренировкам и учениям на судах;

- безопасности портовых средств;

- оценке уязвимости портовых средств;

- плану охраны портовых средств;

- должностному лицу компании, ответственному за охрану;

- должностному лицу портового средства, ответственному за охрану;

- тренировкам и учениям на портовых средствах;

- освидетельствованию и сертификации;

- выдаче и подтверждению свидетельств;

а также устанавливается:

- ответственность Договаривающихся правительств; и обязанности судоходной компании.

В части В Кодекса ОСПС содержится руководство, которое следует учитывать при выполнении положений главы XI-2 и части А Кодекса, содержит развернутое толкование и разъяснение каждого раздела, дает наставления по проведению оценки охраны судна и порта, составлению планов охраны судна и порта, применение возможных мер охраны каждого уровня охраны, устанавливаемого Правительством. Часть В Кодекса включает в себя 19 глав:

1. Введение.

2. Определение.

3. Применение.

4. Ответственность договаривающихся Правительств.

5. Декларация об охране.

6. Обязанности Компании.

7. Охрана судна.

8. Оценка по охране судна.

9. План по охране судна.

10. Записи.

11. Офицер Компании по охране.

12. Офицер судовой охраны.

13. Подготовка, тревоги и упражнения по охране судна.

14. Охрана портового оборудования.

15. Оценка охраны портовых средств.

16. План охраны портовых средств.

17. Офицер по охране портовых средств.

18. Тренировки, учения и упражнения для портовых средств.

19. Проверка и сертификация судов.

Целями МК ОСПС являются:

1. Установление международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих происшествия, связанные с нарушением охраны судов или портовых средств, используемых в международной торговле;

2. Распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;

3. Обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;

4. Предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь на местах готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны; и

5. Обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.

Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:

1. Сбор и оценку информации в отношении угроз и обмена такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;

2. Требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;

3. Предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;

4. Предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;

5. Обеспечение средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;

6. Требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценках охраны; и

7. Требование о подготовке персонала и учениях для освоения планов охраны и процедур.

Ни Компания, ни фрахтователь или другие лица не могут препятствовать капитану в принятии решения, которое по его профессиональному мнению необходимо для безопасности судна (это включает отказ в допуске на судно лиц, либо приемке груза или личных вещей, включая контейнеры или транспортные средства).

В соответствие с Кодексом ОСПС внесены соответствующие дополнения в Международную конвенцию ПДНВ 78/95 (при стоянке судна на якоре внесено требование-несение вахты на мостике квалифицированным персоналом).

Проект требований к компетенции судового офицера по охране включает:

1. Развитие и поддержание судового плана охраны и соответствующих процедур по действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Оценка риска, угроз и уязвимости.

3. Методы физического обыска.

4. Привитие сознания безопасности и бдительности всему экипажу.

В Кодекс ПДНВ по этим основным требованиям к компетентности предложено внести требования к знаниям, пониманию и умению для судового офицера по охране экипажа и по охране портовых сооружений:

1. Знание законов и правил регулирующих безопасность на море и на судне и соответствующих органов флага судна и страны порта для информирования в случае нарушения безопасности;

2. Знание элементов, которые составляют судовой план охраны и соответствующих процедур;

3. Знание непредвиденных обстоятельств по безопасности и ответных мер;

4. Методы управления толпой;

5. Знание уровней охраны и соответствующих готовностей и защитных мер для каждого уровня;

6. Знание мер безопасности и охраны судна;

7. Умение проводить регулярные инспекции судна по безопасности и внутренние аудиты;

8. Знание управления техническими средствами охраны;

9. Знание мер безопасности и охраны в порту во время судовых (грузовых) операций;

10. Знание методики оценки риска, угроз и уязвимости;

11. Знание приемов обхода (обмана) применяемых мер охраны;

12. Распознавание по внешним признакам и особенностям поведения лиц, которые могут потенциально угрожать безопасности;

13. Распознавание и определение наличия оружия, опасных веществ и устройств;

14. Знание приемов обращения с конфиденциальной информацией по безопасности и соответствующих способов связи;

15. Знание различных приемов, используемых для проведения физических обысков (персонала, багажа, груза и т.д.) и неконтактных методов проверки;

16. Проведение и координация досмотров;

17. Умение использовать оборудование и системы по безопасности и охране;

18. Проверка, калибровка и уход в море за оборудованием и системами;

19. Знание приемов и техники инструктажа и обучения экипажа.

Кодекс предусматривает требования для судов и портовых сооружений, которые включают:

1. Контроль и управление доступом;

2. Контроль действий людей и грузов;

3. Обеспечение быстро доступными охранными средствами связи.

Для того, чтобы сообщать об опасности портовым сооружениям или на суда, Договаривающееся Правительство установит соответствующий уровень охраны. Уровни охраны 1, 2 и 3 соответствуют нормальным, средним и высоким случаям угрозы, соответственно. Уровень охраны создает связь между судном и портовым сооружением и инициирует выполнение соответствующих мер безопасности для судна и для портового сооружения.

Наши рекомендации