Вопрос 73: Правовое государство: сущность, принципы. Проблемы становления правового государства в России

Правовое государство - особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответствен­ность граждан перед государством и государства перед гражданами. I

Основные признаки:

- признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных

- проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

- законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

- внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принци­пам и нормам международного права;

- сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

- разделение властей;

- высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

- контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократи­ческие выборы народом органов государственной власти всех уровней;

- недопущение монополизма в политике и экономике;

- единство прав и обязанностей граждан;

- взаимная ответственность человека и государства;

- наличие развитого гражданского общества.

Принципы - это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель госу­дарства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права. А) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с органи­зационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

1. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

2. Принцип единства права и закона.

3. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1. гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность обществен­ных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социаль­ная само идентификация.

2. экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствлевания и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедлен­ный выход к рыночным отношениям и т.д.

3. налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность власт­ных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ори­ентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

4. до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательст­ва, спешка при издании НПА и даже принятие неправовых законов - это не самое главное. Более сложными явля­ются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естест­венно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования пра­вового самосознания.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего пол­ного воплощения. До второй половины XX в. характерно сочетание правового принципа с социальным, что даёт формулу соци­ального правового государства.

Ряд идей о правовом государстве получил в античном мире., затем они формулировались в эпоху переходного периода от феода­лизма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Цицерон «Государство»: государство - это дело народа. Эти идеи получили развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка (государство - это сопротивление всякому произволу), Вольтера, Монтескье, Руссо. Кант - объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Но он не употреблял тер­мина правовое государство. Главным признаком по Канту - верховенство закона. Термин «правовое государство» ввёл немецкий учёный Моль. В России распространителями данного термина были Чичерин, Новгородцев, Коркунов, Кистяковский. Отноше­ние К. Маркса - негативное, так как он полагал, что государство отомрёт при коммунистическом строе.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства. Закреплены основополагающие прин­ципы правовой государственности.

Гражданское общество и правовое государство немыслимы друг без друга. В то же время гражданское общество первич­но: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства меж­ду понятиями «общество» и «правовое общество». Первое намного старше второго. Становление гражданского общества это дол­гий и особый период истории человечества. Понятие гражданское государство формулировалось еще в Древнем Риме и Греции. Аристотель полагал, что государство - это совокупность граждан, гражданское общество. Он употреблял термины «государство» и « гражданское общество» как синонимы.

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его в «узде».

Гражданское общество - это такое общество, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости. Основными признаками гражданского общества являются:

свобода (обеспечивается в полной мере тогда, когда индивид независим от государства, является собственником, не находится под полным контролем со стороны сословия, класса, семьи; самостоятельно выбирает сферу профессио­нальной самореализации, свободно формулировать свои политические убеждения; права и свободы признаются и защищаются государством; существует гарантии прав и свобод человека, механизм их защиты) плюрализм (наличие в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные (порой отли­чающиеся) интересы, наличием политических сил, выражающих эти интересы, свободной конкуренции политиче­ских сил, структурированностью политической системы, достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей, отсутствием обязательной государственной идеологии)

открытость (информационной свободы, свобода мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны)

правовой характер (им обладает общество, где имеет место быть правовое государство, то есть государство осно­ванное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов)

самоуправляемость и саморазвитие (индивиды, классы, социальные группы устанавливают самостоятельно взаимо­отношения и самостоятельно регулируют их. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра) Структура гражданского общества:

Экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни об­щества: отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, распределения, обмена, потреб­ления, частные, ГУПы, МУПы, и иные юридические лица, физические лица и иных социальные институты) Политическая (совокупность институтов и отношений в рамках, которых происходит политическая жизнь и осуществля­ется государственная власть: государство, политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.; политические отношения между элементами данной системы, политическое сознание, нормы, традиции, право) Социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними: межличностные от­ношения, семья - ячейка общества, большие социальные общности людей, связанные друг с другом общими интересами; отношения между крупными социальными группами)

Информационная (совокупность непосредственно информации, СМИ, предприятий, учреждений, организаций, граждан, осуществляющих информационную деятельность)

Духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реали­зуются данные отношения: образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие (научные, культурные, религиозные) отношения и институты. Приведённые системы составляют только основу гражданского общества -многогранного явления в структуру которо­го входит много элементов(обычаи, нормы и др.)

Наши рекомендации