Тема 1 Методы государственного и экономического регулирования ВЭД в международной практике
Н.И.Мельник
НАЛОГОобложение УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сборник лекций
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Магнитогорск
УДК 339.54
ББК У9(2)843-18
Рецензенты:
Заведующая кафедрой экономики и предпринимательства
Магнитогорского государственного университета
профессор, кандидат экономических наук
Л.М. Вотчель
профессор кафедры экономики и предпринимательства, кандидат экономических наук
В.П.Кучмий
Директор ЗАО «Таможенный брокер»
О.Ю. Ивановский
Мельник Н.И.
Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности:Учеб. пособие.- Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010.- 86 с.
ISBN 978-5-89514-823-5
Пособие знакомит с основами таможенного регулирования внешнеторговых операций.В области внешней торговли налоги выполняют и фискальные, и регулирующие функции.
Пособие предназначено для студентов университета, изучающих дисциплину «Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности» при подготовке к экзаменам, а также для выполнения расчетно-графической работы по курсу.
Пособие предназначено для студентов специальности 080107- «Налоги и налогообложение»
УДК 339.54
ББК У9(2)843-18
ISBN 978-5-89514-823-5
© ГОУ ВПО «МГТУ» им. Г.И. Носова, 2010
© Мельник Н.И., 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..1
1. Россия в системе международных экономических отношений….1
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в переходный период………………………………………………………...2
3. Россия и ВТО: доступ российской продукции на зарубежные рынки. Тенденции развития системы регулирования ВЭД……….…4
Тема 1 Методы государственного и экономического
регулирования ВЭД в международной практике………………………………………………………………..….7
1.1 Необходимость государственного регулирования в сфере внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования в международной практике: долгосрочное прогнозирование, административное вмешательство, организационно-правовые методы, экономические методы. Нетарифные ограничения для экспортеров и импортеров………….8
1.2. Тарифное регулирование в зарубежных странах…………………………………………………………………….…9
1.3 Методы стимулирования национального экспорта…………………………………………………………………….10
Тема 2. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России…………………………………………………………………....12
2.1 Таможенно-тарифное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу ВЭД. Нормативные документы……………………………………………..…12
2.2 Виды таможенных тарифов. Классификация таможенных пошлин. Начисление и порядок уплаты………………………….…...24
2.3 Определение таможенной стоимости, товара……………….….32
2.4 Методы таможенного контроля. Таможенные режимы………..37
Тема 3. Методы нетарифного регулирования……………41
3.1 Система нетарифных ограничений. ………………………….…..41
3.2 Основные методы нетарифных ограничений…………………...43
3.3 Антидемпинговые меры мировой торговли………………….….44
3.4 Тарифные преференции………………………………………..…..49
Тема 4 Порядок исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях .................................50
4.1 Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ ………………………………...………50
4.2. НДС на экспорт услуг и работ. Условия и порядок возврата НДС. Ввоз товаров, не подлежащих налогообложению. Нормативные документы………………………………………..............………………………….52
Тема 5 Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспортно-импортных операциях
5.1 Товары, облагаемые акцизами. Расчет цены подакцизного товара. Определение налоговой базы, порядок расчета и уплаты акцизов. Размер и дифференциация ставок. Плательщики акцизов………………………………………………...….......…………………54
5.2 Особенности освобождения от налогообложения подакцизных товаров, реализуемых за пределами РФ. Порядок приобретения марок акцизного сбора и специальных марок. Порядок возмещения при экспорте и импорте сумм акцизов. …………………………….....56
Тема 6 Налоги на доходы участников ВЭД…………. ….58
6.1 Объекты и ставки налогообложения. Виды доходов участников ВЭД. Налогоплательщики. Определение налоговой базы. Порядок исчисления налога и заполнения налоговой декларации. Налог с прибыли в валюте. Налог на операции с ценными бумагами. Особенности удержания и возврата налога……………………………………………………………………….58
2.Устранение двойного налогообложения. …………………..………60
Тема 7 Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
7.1. Режим особого благоприятствования при налогообложении предприятий с иностранными инвестициями. Особенности налогообложения. Льготы при налогообложении субъектов малого предпринимательства. Льготы для предприятий с иностранными
ВВЕДЕНИЕ
1. Россия в системе международных экономических отношений.
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в переходный период.
3. Россия и ВТО: доступ российской продукции на зарубежные рынки. Тенденции развития системы регулирования ВЭД.
1. Россия в системе международных экономических отношений.
Таможенная политика Российской Федерации призвана способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете переговоров о вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
В монографии были рассмотрены основные вопросы, связанные с таможенной политикой и налоговым регулированием внешнеэкономической деятельности.
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в переходный период.
Внешнеэкономическая сфера является одной из тех областей экономической жизни нашей страны, которая претерпела наиболее радикальные изменения в ходе рыночных реформ. В России в течение 70 лет существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая создала административно-распределительную модель внешнеэкономической деятельности. При такой модели давление внешней конкуренции было нейтрализовано автаркической структурой хозяйства. В конечном счете, изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности на этом рынке производимой ими продукции. Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям, механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991г. На основе этого Указа все хозяйствующие субъекты любых форм собственности впервые получили право на внешнеэкономическую деятельность.
На первом этапе либерализации ВЭД (конец 1991г. - первое полугодие 1992г.) меры по реформированию этой сферы включали:
снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
частичную либерализацию валютного курса;
отмену любых ограничений на импорт.
На втором этапе (второе полугодие 1992г.) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль над вывозом которых охватывал 70% российского экспорта.
На третьем этапе либерализации ВЭД (1993-1995 гг.) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций снизился в 1993г. до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль в ВЭД перешла к предприятиям всех форм собственности. В 1993 г. вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие ВЭД, - Таможенный кодекс и закон «О таможенном тарифе». В 1994 г. продолжался процесс либерализации внешней торговли, были отменены квотирование и лицензирование экспорта. В 1995 г. был отменен институт спец экспортеров по стратегически важным сырьевым товарам, прекратили действовать все льготы, ранее предоставленные отдельным участникам ВЭД.
В 1996 г. завершился заключительный этап либерализации российского экспорта - были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары.
Внешнеэкономическую политику (ВЭП) можно понимать как систему целей и приоритетов государства в его внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность - действия предприятий или организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национального государства.
Осуществление внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях не только в целом, но и с отдельными странами и их группами, а также выработку методов и средств, которые обеспечивали бы достижение этих целей.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для процесса хозяйственной деятельности внутри страны. Эта задача является основной для внешнеэкономической политики большинства государств.
В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют два основных принципа: либерализация и протекционизм.
Либерализация - снижение всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Протекционизм - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Протекционизм и либерализация отражают не только специфику экономической политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в международном разделении труда, события, происходящие в международных экономических отношениях.
Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную), политика в области привлечения иностранных инвестиций и валютная.
Для формирования эффективной ВЭП необходимо четко определить ее основные направления, которыми сегодня в России являются:
преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под нее подстраивается ВЭП страны, включая ее таможенный режим и режим для иностранных инвестиций;
изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к постоянным как органической части их хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
четкое разделение функций ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также Российской Федерацией и ее субъектами;
ВЭП как составная часть внешней политики Российской Федерации, а потому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке - одна из центральных задач российской внешней политики.
3. Россия и ВТО: доступ российской продукции на зарубежные рынки. Тенденции развития системы регулирования ВЭД.
Особая роль в разработке и формировании механизма нетарифного и тарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится Генеральное соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), на базе которого в 1995 г. начала функционировать Всемирная торговая организация (ВТО); Совет таможенного сотрудничества (СТС) — Всемирная таможенная организация; Таможенный союз Европейского экономического сообщества, на долю которого приходится до 40% объема мировой торговли. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).
Среди них главное место всегда занимала ГАТТ, утверждая два основных принципа: свободу торговли и ликвидацию дискриминационных мер в мировой торговле, на основе которых регламентируются такие стороны внешнеторговой политики, как стандартизация и сертификация продукции, лицензирование и контингентирование экспорта и импорта, субсидирование экспорта и т.п.
Наряду с этими принципами признается важность двух условий:
реализация многостороннего торгового договора, остающегося правовой основой для внешней торговли большинства стран, и выработка кодекса правил и норм международной торговли, которые служат базой для формирования национальных механизмов регламентирования внешней торговли. В результате достигнутого единообразия и совместимости этих механизмов факторы, препятствующие развитию международной торговли, сведены к минимуму.
Исходной посылкой, на которой строилась договорно-правовая система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности фирм и компаний на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Перечень особо значимых для развития торговли международных документов включает кодексы (свод правил): по таможенной стоимости, по импортным лицензиям, по добросовестной конкуренции, по гармонизации стандартов (ГС). На базе ГАТТ и по ее инициативе в рамках СТС был разработан ряд конвенций, регламентирующих, например, действие таможенно-тарифного механизма, послуживших основой формирования национальных систем таможенного регулирования внешней торговли.
Важнейшим достижением ГАТТ накануне ее трансформации (в декабре 1993 г.) в рамках пакета соглашений о взаимной либерализации торговли явилось провозглашение многостороннего регулирования не только торговли, но и услуг — финансовых, телекоммуникационных и связанных с воздушными перевозками.
Что касается России, то она до сих пор не входит в состав стран-участниц ВТО, число которых достигло 146. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ в середине 1992 г., а официальную заявку на вступление в качестве полноправного участника подала в июне 1993 г. Однако решение до настоящего времени не принято.
Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является СТС, одно из главных направлений которого — создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка.
В числе других направлений — разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и Других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.
Активное воздействие на мировой рынок нефти, с помощью ограничительной практики через контроль за уровнем ее добычи и цен, а также путем установления экспортных квот для основных стран—экспортеров нефти, оказывает международная организация ОПЕК.
Внешнеэкономический фактор справедливо относят к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства.
Возрастающая интернационализация хозяйственной жизни, расширение масштабов сотрудничества государств во всех сферах составляют одну из главных особенностей современного этапа мирового экономического развития. В основе этих процессов лежат объективные факторы, связанные с развитием международного разделения труда.
Преимущества и выгоды международного разделения труда реализуются через каналы внешней торговли. В свою очередь внешняя торговля неразрывно связана с другими формами международных экономических отношений - такими, как специализация и кооперирование производства, научно-технический обмен, совместная производственная деятельность; все это определяет объемы экспортных и импортных поставок.
Эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) способна обеспечить выход страны на передовые рубежи мировой экономики. В связи с этим использование возможностей взаимного международного разделения труда является важным направлением деятельности государства в современном периоде. А это зависит от той внешнеэкономической политики, которую проводит государство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что в себя включает внешнеторговая политика государства?
2. Дайте понятие либерализма и протекционизма во ВЭД?
3. На какой основе строится система ГАТТ?
4. Цели и задачи создания ВТО?
Тема 1 Методы государственного и экономического регулирования ВЭД в международной практике
1.1 Необходимость государственного регулирования в сфере внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования в международной практике: долгосрочное прогнозирование, административное вмешательство, организационно-правовые методы, экономические методы. Нетарифные ограничения для экспортеров и импортеров.
1.2 Тарифное регулирование в зарубежных странах.
1.3 Методы стимулирования национального экспорта
Необходимость государственного регулирования в сфере внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования в международной практике: долгосрочное прогнозирование, административное вмешательство, организационно-правовые методы, экономические методы. Нетарифные ограничения для экспортеров и импортеров.
Государственное регулирование определяется внешнеэкономической политикой государства, объемом его вмешательства в ВЭД, т.е. тем, какая из двух взаимодействующих тенденций: либерализация или протекционизм преобладает.
Отсюда и разные средства государственного регулирования (см. схему):
|
|
Практически все страны (и промышленно развитые и развивающиеся) применяют нетарифные ограничения. Наиболее распространенные из них: квотирование и лицензирование.
Лицензирование предполагает, что государство (через свои уполномоченные ведомства выдает разрешение на внешнеторговые операции с товарами, включенными в списки лицензируемых (как экспорта, так и импорта)).
Лицензирование внешнеторговых операций тесно связано с количественными ограничениями, т.е. квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.
Квотирование - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт конкретных товаров на определенный период времени.
Лицензирование и квотирование импорта и экспорта - это прямая административная форма государственного регулирования.
Валютные ограничения - это система экономических, правовых и организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой.
Валютные ограничения включают меры по целевому регулированию платежей и переводов за границу, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Основные причины валютных ограничений: нехватка валюты; давление внешней задолженности; расстройство платежных балансов.
В большинстве стран распространены валютные ограничения как по текущим международным расчетным и платежным операциям, так и по операциям, связанным с движением инвестиций.
Большое распространение получили всевозможные технические барьеры в торговле. К ним относятся: «жесткие» стандарты, обязательная сертификация продукции, повышенные санитарно-ветеринарные нормы и др.
Такая мера, как эмбарго, т.е. запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, выступает как орудие экономического давления, средство принуждения к изменению проводимой внутренней и внешней политики в стране, против которой применяется эта мера.