Принципы организации и деятельности механизма государства
Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития.
В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:
1) легальный порядок образования и действия;
2) принцип законности;
3) оптимальность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его деятельности;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;
6) приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством;
7) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;
8) открытость государственной службы, т. е. доступность общественному контролю;
9) равный доступ граждан к государственной службе;
10) принцип разделения властей.
Принцип единства и целостности государственного аппарата. Данный принцип можно считать универсальным, поскольку он лежит в основе организации и деятельности государственного аппарата практически в каждом государстве. Суть этого принципа состоит в том, что любой государственный аппарат формируется и функционирует как единая, целостная система государственных органов в масштабах страны. Какого-либо альтернативного или параллельного государственного аппарата ни в одной стране нет и быть не может.
Принцип единства и целостности государственного аппарата основывается на идее единства государственной власти. Несмотря на различное истолкование в теории и на практике, эта идея в той или иной форме получила закрепление в конституциях различных государств. В Конституции Российской Федерации она, как представляется, закреплена в ст.ст.3, 4 и 5.
Принцип разделения властей. В отличие от предыдущего его нельзя назвать универсальным, так как он не имеет всеобщего распространения. Тем не менее, этот принцип получил признание во многих современных государствах и считается одним из основных демократических начал, лежащих в основе организации и деятельности государственного аппарата.
Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется на определенные относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах государства.
Идея разделения властей была выдвинута английским философом Дж. Локком (конец ХVII в.) и доработана французским просветителем, философом и правоведом Ш. Монтескье (первая половина ХVIII в.). Выступая против королевского абсолютизма и возможной узурпации государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства, Локк и Монтескье считали необходимым разделить государственную власть на уравнивающие и сдерживающие друг друга составные части и наделить ими соответствующие органы государства. Впоследствии эта идея, ставшая теорией, получила закрепление в Конституции США (1787 г.), французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституции Франции (1791 г.) и т.д. и стала одним из ведущих принципов организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание только в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия и получила закрепление в ст.10 Конституции 1993 г.
Принцип демократизма. Об этом принципе можно говорить тоже лишь применительно к демократическим государствам. Его суть заключается в том, что государственный аппарат, во-первых, формируется при активном участии народа (населения страны) и, во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа. Демократия в переводе с греческого дословно означает народовластие. Поэтому не случайно в конституциях многих демократических государств говорится о том, что носителем суверенитета и источником власти является народ. Народ же может осуществлять свою власть либо непосредственно, либо через органы государства (государственной власти), либо через органы местного самоуправления. Самым распространенным способом народовластия в государственно организованном обществе является осуществление власти через органы государства. Народ как бы передает свою власть государственным органам, принимая при этом самое активное участие в их формировании. Разумеется, не все органы государства формируются непосредственно народом. Но этого и не требуется для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ путем свободных выборов формирует так называемые первичные органы государства (парламент, в ряде случаев президента, некоторые другие органы), которые в свою очередь создают остальные звенья государственного аппарата.
Принцип демократизма лежит в основе не только организации, но и деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой демократической стране должны действовать от имени и в интересах народа, решая все основные задачи общества и обеспечивая в нем необходимый порядок.
Принцип законности. Это тоже один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата. Его суть состоит в том, что все органы государства должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Законность, если говорить о ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства - законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.
Будучи сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы государства должны осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются законодательством страны.
Принцип профессионализма. Этот принцип имеет отношение прежде всего к организации и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни. В то же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.