Применение авиации при ликвидации чс

Министром в 1996-2002 гг. утвержден ряд документов, определяющих совместно с ранее изданными приказами, указаниями и распоряжениями общий порядок применения авиации в деятельности МЧС России.

К таким важнейшим руководящим документам, регламентирующим порядок применения Авиации МЧС России, в первую очередь относятся “Концепции авиационного обеспечения МЧС России”, утверждённая Приказом МЧС России от 16.01.1998 г. № 66 , и “Инструкция по применению авиации в МЧС России”, утверждённая Приказом МЧС России от 21.01.1998 г. № 28 (принята взамен “Временной инструкция по воздушным перевозкам в МЧС России”, утверждённой Приказом МЧС России от 10.10.1996 г. № 666).

Данные документы регламентируют единый порядок применения Авиации МЧС России в соответствии со сложившимся современным состоянием и приоритетными направлениями развития Авиации Министерства, с предполагаемым составом авиационного парка.

В принятых документах предполагаются два приоритетных направления развития авиационного комплекса Министерства Российской Федерации по делам ГОЧС:

· оптимизация механизма использования собственной Авиации МЧС России в лице ГУАП (вместе с переданным ему вертолётным звеном ЦАМО) и отдельных авиаподразделений Войск ГО, непосредственно предназначенных для выполнения транспортных, гуманитарных, поисково-спасательных, патрульных, санитарных, пожарных и других специальных задач;

· привлечение для совместного решения подобных и смежных задач государственных и коммерческих авиационных компаний, авиаподразделений министерств и ведомств Российской Федерации, а также территориальных авиаотрядов субъектов РФ, имеющих необходимую технику, оборудование, средства, специалистов.

Данные документы совместно с ранее утверждёнными приказами и указаниями Министра по делам ГОЧС определяют:

· принципы применения авиации в деятельности МЧС России;

· принципы авиационного обеспечения выполнения задач других подразделений МЧС России;

· порядок действий частей и подразделений Авиации Министерства в лице ГУАП, отдельных авиаотрядов Войск ГО и планируемых к созданию авиагруппировок и авиакомплексов при непосредственном выполнении общих и специфических для МЧС России задач;

· порядок координации действий и механизм привлечения авиационных компаний, организаций и структурных подразделений различных министерств, ведомств и территорий Российской Федерации для совместного решения общих и специальных задач;

· перспективные направления развития Авиации МЧС России в соответствии со сложившимся современным состоянием и приоритетными направлениями развития Авиации Министерства;

· предполагаемый состав авиационного парка МЧС России.

“Концепция авиационного обеспечения МЧС России” определяет общий порядок применения Авиации Министерства, а также:

· общие задачи авиационного обеспечения МЧС России;

· состав органов управления, сил и средств, дислокацию и оснащение авиационных подразделений Министерства;

· основные направления оснащения Авиации МЧС России авиационной и специальной техникой в соответствии с требованиями к их тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам;

· этапы реформирования и дальнейшего развития авиационных подразделений и организаций Министерства;

· направления создания авиационной техники, предназначенной для решения специфических задач, порядок оснащения ею Авиации МЧС России.

“Инструкция по применению авиации в МЧС России” определяет конкретный порядок организации управления, планирования и применения Авиации Министерства при выполнении воздушных перевозок и специальных полётов и рассматривает следующие вопросы:

· порядок организации перевозок пассажиров, техники и грузов в Авиации МЧС России;

· особенности и порядок применения Авиации МЧС России при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении специальных заданий;

· обязанности должностных лиц, обеспечивающих организацию и выполнение полётов;

· порядок оформления рабочей документации по выполнению и обеспечению полётов;

· особенности организации коммерческих перевозок;

· особенности организации международных перевозок.

Порядок применения авиации других федеральных министерств и ведомств для ликвидации ЧС определяется совместными приказами и инструкциями, а также Планами взаимодействия МЧС России и этих ведомств. Например, 20 октября 1995 года был издан совместный приказ МЧС России и Минтранса России “О введении в действие Положения о привлечении гражданской авиации к ликвидации последствий ЧС” № 714/87.

Одним из основных документов, обеспечивающих эффективную организацию воздушных перевозок самолётами и вертолётами Министерства, является “Инструкция о представлении формализованных донесений при планировании и выполнении полётов (перелётов) Авиации МЧС России”, которая определяет формы и правила представления донесений на Командный пункт Авиации МЧС России для расчёта необходимого числа воздушных судов, обеспечивающих деятельность Министерства и её структурных подразделений центрального и регионального подчинения.

Установлены следующие формы донесений:

форма 1 – план работы на следующую неделю;

форма 2 – план работы на следующие сутки:

· по плану лётной подготовки;

· по плану перелётов;

форма 3 – комплект документов в день полётов (перелётов):

· перед началом полётов;

· во время полётов;

· после окончания полётов.

Для неавиационных частей и подразделений основной формой документа для планирования воздушных перелётов и перевозок личного состава, техники и грузов является “Заявка на воздушные перевозки”, подаваемая по команде на имя Заместителя Министра, курирующего Авиацию МЧС России, в которой указываются:

· дата выполнения перевозки;

· аэродромы погрузки и выгрузки;

· наименование и характер груза, при необходимости – сведения о его опасности (радиоактивной, химической, взрывопожарной и другой);

· количество мест, вес, габариты каждого места, общий вес, тип шасси техники;

· адреса, фамилии, банковские реквизиты и контактные телефоны отправителя и получателя груза;

· список перевозимых пассажиров и сопровождающих грузы лиц;

· особенности перевозки груза;

· другие необходимые данные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита и спасение населения всегда являлись одними из основных направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования территорий, отраслей и объектов экономики в ЧС природного, техногенного и военного характера.

Ещё на заре авиации золотыми буквами в мировую историю были вписаны уникальные операции советских лётчиков по поиску, спасению и эвакуации пассажиров терпящего во льдах Арктики бедствие парохода “Челюскин”; по доставке и жизнеобеспечению первых полярных дрейфующих станций. Сегодня задачи, стоящие перед авиацией службы спасения, стали намного сложнее, а круг их расширился. То, что раньше являлось выдающимся достижением, теперь превратилось в повседневную работу Авиации МЧС России. Эти задачи непосредственно связаны с вопросами повышения эффективности функционирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения оперативности доставки органов управления, сил и средств в районы выполнения АСДНР, эвакуации пострадавшего населения и материальных ценностей из зон ЧС.

Концепция авиационного обеспечения МЧС России, утверждённая Министром, декларирует основополагающие, принципиальные положения по авиационному обеспечению защиты населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера; основные задачи, состав и порядок применения Авиации МЧС России; в ней излагаются перспективы и этапы развития авиационного комплекса Министерства, главные направления реализации предложенных мероприятий, которые и рассмотрены в данной лекции.

Сегодня уже трудно представить себе благородное дело спасения человека без авиационного обеспечения и профессионального отряда авиаторов-спасателей МЧС России, всегда готовых прийти на помощь!



применение авиации при ликвидации чс - student2.ru

Рис. 5.5.1Классификация Авиации МЧС России и её оснащенность авиационной техникой

применение авиации при ликвидации чс - student2.ru

Рис. 5.5.2Организационная структура Авиации МЧС России

применение авиации при ликвидации чс - student2.ru

Рис.5.5.3Схема организации управления Авиацией МЧС России

применение авиации при ликвидации чс - student2.ru

Рис. 5.5.4Схема дислокации авиационных подразделений МЧС России

применение авиации при ликвидации чс - student2.ru

Рис. 5.5.5Планируемая схема дислокации авиационных подразделений МЧС России

Наши рекомендации