Основные тенденции развития современных правовых систем
Развитие права в XX в. неразрывно связано со структурными сдвигами в экономике промышленно развитых стран, изменениями в их политической системе и общественном строе.
В значительной мере влияние данных факторов определило главные тенденции эволюции права в XX в. Они коснулись как содержания, так и юридической формы (источников), в которых закреплялись нормы права.
1. Определяющей тенденцией в развитии права XX в. является демократизация и либерализация правовых систем, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и создание механизмов, гарантирующих из соблюдение и защиту со стороны государства. Данная тенденция не реализовывалась автоматически, ее осуществление носило циклический, «маятниковый» характер, когда периоды либерализации сменялись ужесточением наказаний за так называемые политические преступления (инакомыслие, нелояльность к правящему режиму и т.д.). Усиление репрессивной функ- ции права связано с первым структурным кризисом индустриальной эпохи (30-е гг. XX в.) и установлением в ряде промышленно развитых стран тоталитарных режимов. Право превращается в «служанку» тоталитарных диктатур, стремящихся к учреждению абсолютного контроля за индивидом и обществом с помощью чрезвычайных законов и внесудебных расправ. В значительной мере этому способствовала господствовавшая в то время правовая идеология — юридический позитивизм, признававшая тоталитарные диктатуры законными, поскольку их установление было осуществлено легитимно, в результате свободных выборов, т.е. в соответствии с надлежащей процедурой и юридической формой.
После Второй мировой войны юридический позитивизм был вытеснен естественно-правовой идеологией, рассматривавшей право в качестве всеобщего и равного масштаба свободы личности. Изменилось назначение права: если раньше оно юридически закрепляло сложившуюся социально-классовую структуру и легитимизировало правящий политический режим, то теперь право влияет на формирование демократических традиций и утверждает гуманистические ценности.
Тенденция демократизации права обнаруживается в расширении субъектов права и в изменениях субъектного состава правоотношения, в частности статуса физических лиц. В области правоспособности утверждается равенство всех граждан без различия национальности, пола, вероисповедания перед гражданским законом. Соответственно отменяются почти все ограничения в гражданских правомочиях замужних женщин. В области дееспособности в большинстве западных стран возраст совершеннолетия снижается с 21 до 18 лет. Продолжается гуманизация института опеки и попечительства.
Структурные сдвиги в экономике развитых стран и расширение государственного вмешательства привели к возрастанию роли юридического лица как субъекта права в рыночной экономике. Юридическое лицо как организационная структура, обладающая собственной правосубъектностью и имущественной обособленностью, становится главным субъектом хозяйственной жизни. Западное законодательство различает юридическое ли но частного права и юридическое лицо публичного права. К юридическим лицам частного права относятся различные банковско-коммерческие, промышленные и другие структуры (организации), создаваемые частными лицами, которые на основании юридического акта определяют задачи организации, создают ее материальную базу. Их статус фиксируется нормами гражданского права и носит в основном диспозитивный характер. В соответствии с нормами гражданского права, они наде- лены общей правоспособностью, т.е. правом приобретать и нести гражданские права и обязанности, как и правоспособные физические лица. Исключение составляют лишь те права и обязанности, необходимым условием реализации которых являются природные свойства человека. К юридическим лицам публичного права относятся государственные органы, государственные предприятия и организации, государство в целом. Они создаются на основе публично- правового акта, имеющего императивный характер. Им присуща публичная природа поставленных перед ними целей, наличие властных полномочий, особый характер членства. 2.
Изменения в социальной структуре индустриального общества, превращение среднего класса в основной слой гражданского общества, повышение уровня жизни населения обусловили утрату правом односторонней классовой ориентации на защиту интересов правящих классов и превратили право в важный фактор социального прогресса. Социальная направленность правовой регуляции выражается не только в расширении сферы правовой регламентации, но и изменении его социального содержания. Право теперь выступает формой опосредования индивидуальных, групповых и общезначимых потребностей и становится результатом согласия (конвенции) основных сил общества.
В этой связи возрастает значение общесоциальных и общерегулятивных функций права, связанных с объективным отражением в нем более высоких форм общественно - го сознания и производства, с необходимостью охраны окружающей среды и борьбы с болезнями и преступностью, с разумным осуществлением демографической политики и т.д. Тенденция социализации права, т.е. стремление создать правовые гарантии максимально благоприятных условий свободного развития человека, обнаруживается отчетливо во второй половине XX в. В этот период право промышленно развитых стран демонстрирует большую, чем ранее, способность к целенаправленной социальной политике. При этом оно сохраняет приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики. 3.
Сдвиги в структуре потребностей различных групп индустриального общества обусловили динамизм и высокую адаптивность современного права к меняющимся условиям рыночной экономики. Сформировавшиеся национальные правовые системы в XX в. отличались большой приспосабливаемостью, гибкостью, способностью регулировать общественные отношения в условиях различных политических режимов, чутко улавливать общественные потребности новых социальных групп и реагировать на возни- кающие новые угрозы. Право стало более активно влиять на процессы общественного развития, обусловленные ускоряющейся научно-технической и информационной революцией, переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Если высокая адаптивность правовой системы к меняющимся условиям хозяйственной и политической жизни в англосаксонской ветви права обеспечивалась эффективной деятельностью судов, создающих нормы права в процессе рассмотрения конкретных дел, то в рома- но-германской ветви права она связана с парламентским и правительственным правотворчеством. Правительственное нормотворчество осуществляется на основе принципа делегированного законодательства и оперативно реагирует на изменения как внутри общества, так и во вне.
4. Переход от индустриальной к сервисной экономике, изменения в структуре спроса, появление наряду с материальными постматериальных потребностей (потребность в самореализации, в благоприятной среде обитания и т.д.) обусловили рост и усложнение законодательства. Тенденция усложнения системы современного права проявляется весьма противоречиво. Во-первых, развитие государственного регулирования экономики в 30—40-е гг. XX в. в силу изменения пропорций между секторами хозяйства, повлекшее за собой расширение правительственного вмешательства в различные сферы общественной жизни, привело к дальнейшей дифференциации системы законодательства и к дроблению ряда основных отраслей права (гражданского, административного и др.). В результате отпочкования ряда традиционных институтов появились новые отрасли законодательства: семейное, патентное, авторское, банковское, страховое и т.д. Во-вторых, происходит ослабление различий между публичным и частным правом. Этому в немалой степени способствуют меры государственного регулирования производства, финансов и торговли, ставшие по существу важнейшим фактором поддержания относительной стабильности экономики. Во многом в связи с этим наблюдается массированное вторжение в область дис- позитивных норм гражданского и торгового права императивных норм административного права, тесное переплетение гражданско- правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования. В-третьих, усложнение и взаимосвязь различных сторон хозяйственной жизни индустриального и постиндустриального обществ требует единообразного регулирования экономических процессов с помощью комплексных отраслей права: атомное право, транспортное, предпринимательское, хозяйственное, деловое, экономическое право и т.д. 5. Глобализация, расширение экономических связей, бурное развитие транспорта и коммуникаций способствовали становлению мировой хозяйственной системы и, как следствие, межгосударственной унификации национальных правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и отдельных его видов (инвестиционное, валютно-денежное, налоговое и т.д.)- Эта тенденция к сближению разных правовых систем отражает объективные потребности развития мирового хозяйства, и особенно интересы транснациональных компаний. Подобные компании осуществляют свой бизнес одновременно во многих странах мира и заинтересованы в единых правовых подходах при регулировании аналогичных экономических отношений. Интеграционные процессы в экономике неизбежно влекут за собой усиление единообразия в праве различных стран, ведут к ослаблению былых различий и контрастов между континентальной и англосаксонской правовыми системами. 6.
Усиливающееся взаимодействие правовых систем обусловило растущее влияние норм международного права на национальное законодательство отдельных государств. Подобное влияние охватывает как конституционное законодательство, так и всю правовую систему в целом. Особенно заметно в последнее десятилетие увеличение числа норм международного права, затрагивающих торговые и иные экономические отношения между различными государствами. В результате возникает своеобразное международное экономическое право. Спецификой норм международного права является то, что они в процессе трансформации реализуются в нормы внутригосударственные. Имплементация (т.е. реализация) норм международного права осуществляется различными путями. Это может быть ратификация и официальная публикация соответствующего международного договора, как это, например, происходит по Франции и некоторых других странах. Но, например, в Великобритании имплементация достигается путем издания специального нормативного акта. Конституции ряда западноевропейских стран, принятые в послевоенный период, исходят из принципа верховенства ратифицированного международного договора над внутренним законодательством. 7. Структурные изменения в праве обусловили изменения в системе источников права XX в. Несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Этому изменению в соотношении закона и актов исполнительной власти способствовали в ряде стран и конституции, которые ограничили законодатель- ные правомочия парламента определенными предметными рамками (например, ст. 34 Конституции Франции 1958 г.). Сами законы нередко принимаются парламентами в довольно обобщенном виде и требуют последующей нормативной конкретизации. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств, как и другие виды административных актов, во всех без исключения государствах Запада стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Существенно возросло значение судебной практики в качестве источника права. Все большее воздействие судебная практика начинает оказывать на развитие отдельных право - вых институтов и в тех странах континентальной системы, где исторически судебный прецедент не признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойство прецедента. Наибольшую правотворческую роль играет судебное решение, выносимое в связи с толкованием законов.
Важную роль в системе источников права заняли решения конституционных судов, созданных под влиянием США после Второй мировой войны во многих странах Европы и Азии (Италия, Япония, ФРГ, Индия и др.). Несмотря на ряд антидемократических решений, вынесенных под давлением консервативных сил в 40—50-х гг. XX в., в целом институт судебного конституционного контроля и созданные в процессе его осуществления конституционные доктрины способствовали развитию права и укреплению демократических принципов политической жизни.
Однако, несмотря на сближение источников права, их роль и соотношение в различных правовых системах неодинакова. В континентальной Европе (Франция, Германия, Италия и другие страны) по-прежнему доминирующим источником является закон и подзаконные акты, а само гражданское и торговое право кодифицировано. В странах англосаксонского права (прежде всего, Англия, США) судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принципе считается главным. Это позволяет говорить о том, что, несмотря на крупные реформы в законодательстве различных стран в XX в., процесс развития права характеризуется высокой степенью правовой преемственности и ориентирован на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человека.