Методы ценообразования на лекарственные средства аптечного производства
Если аптечное предприятие выполняет производственную функцию по изготовлению ЛС, то система ценообразования на приготовленные лекарства будет основываться на учете затрат, связанных с производством, и установлении такой цены, которая бы позволила окупить все эти затраты и получить прибыль.
Рассмотрим несколько методов ценообразования на лекарственные средства, изготовленные в аптеке.
1. Метод, наиболее часто применяемый в аптеке при определении цены на каждое индивидуально изготовленное лекарственное средство (ИЛС), основан на суммировании материальных затрат (стоимость ингредиентов, посуды) и производственных затрат (тарифы за работу):
Цена ИЛС = стоимость ингредиентов + тариф за работу + стоимость посуды
Расчет тарифов производится на основании методических рекомендаций МЗ РФ или местных органов управления аптечной службой внутри самого аптечного предприятия.
Определение тарифов довольно трудоемкий процесс, основанный на выделении из общей суммы затрат аптечного предприятия расходов, связанных с производственной деятельностью по каждой отдельной статье (в случае, если аптека не ведет раздельный учет затрат). Для развития материально-технической базы и обеспечения рентабельности аптечного производства выделенные фактические издержки увеличиваются на установленный уровень рентабельности.
Фактические расходы с учетом коэффициентов трудоемкости (технологической, временной, физической) распределяются по видам лекарственных форм (микстуры, инъекционные растворы, порошки, мази и т.д.) с учетом состава лекарственных средств (1- 2-х или более компонентные, содержащие наркотические, ядовитые).
Тарифы на изготовление экстемпоральных ЛС должны регулярно корректироваться с учетом складывающихся фактических затрат, связанных с производством лекарств.
2. Традиционный метод определения цены, основанный на учете «полных затрат + желаемой прибыли». В данном случае все затраты на производство + сумма прибыли, которую желает получить предприятие, делится на планируемый объем производства:
Недостатком данного метода является то, что он, главным образом, ориентирован на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос. Этот метод неприемлем при ценообразовании индивидуально произведенной продукции, разной по составу и сложности.
В условиях рыночных отношений более рационально применять такие подходы к ценообразованию, которые в большей степени учитывают факторы спроса, а не факторы предложения. Важно знать, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар, и сколько требуется его произвести, чтобы удовлетворить потребительский спрос.
А поскольку спрос – это величина непостоянная, то необходимо заранее спрогнозировать какой должна быть минимальная цена, которая бы позволила обеспечить безубыточное производство. Это возможно с помощью следующего метода.
3. Метод определения критической цены, то есть цены, которая позволит покрыть все затраты на производство. Метод основан на дифференциации совокупных производственных затрат на постоянные и переменные составляющие.
Основным условием применения данного метода является организация управленческого учета затрат по системе «директкостинг» – раздельный учет постоянных и переменных затрат для нужд ценообразования, определения безубыточного объема производственной деятельности, запаса финансовой прочности, влияния объема производства на результаты деятельности предприятия.
Критический уровень цены определяется из заданного (запланированного) объема производства, суммы постоянных затрат (FC) и средних переменных затрат (VC) на 1 единицу продукции:
Пример. План производства ЛС на предстоящий месяц – 2000 ед. Сумма постоянных расходов в месяц составляет 29000 руб. Переменные расходы на одну единицу продукции в среднем – 15,8 руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а, чтобы обеспечить получение прибыли, критическая цена увеличивается на уровень рентабельности.