Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями
1. Понятие контроля за деятельностью персонала пенитенциарных учреждений.
2. Административный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений.
3. Судебный контроль за соблюдением прав задержанных по подозрению в совершении преступлений и арестованных (на основе процедуры «Хабеас корпус»).
4. Политический (парламентский) контроль за соблюдением прав и свобод заключенных в зарубежных странах.
5. Общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы в зарубежных странах.
В 1-ом вопросе «Понятие контроля за деятельностью персонала пенитенциарных учреждений» указывается, что контроль в пенитенциарной сфере – один из важнейших регуляторов деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, призванный обеспечить ее законность, эффективность и соответствие общественно значимым целям. Предметом контроля выступает защита личных прав заключенных и, в особенности, законность применения дисциплинарных наказаний, а субъектом контрольной деятельности являются представители судебных или иных органов, уполномоченные посещать заключенных и не принадлежащие к пенитенциарной администрации. Необходимо выделить основные виды контроля: внутренний (административный) и внешний (правовой, финансовый, политический (парламентский), институтов гражданского общества, международный), понятие и значение которых следует раскрывать в следующих вопросах данной темы.
Анализ контрольной деятельности различных органов в зарубежных государствах позволяет выделить общее содержание, которые составляет деятельность органов государства и институтов гражданского общества, которая направлена, во-первых, на собирание и анализ информации о происходящих процессах в пенитенциарных учреждениях; во-вторых, на установление несоответствий, нарушений, отклонений от социальных, прежде всего правовых, стандартов в работе тюремной администрации; в-третьих, на выдвижение требований и предложений по корректированию отклонений либо самих стандартов.
Во 2-ом вопросе «Административный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений»предполагается, что его сущность состоит, прежде всего, в саморегулировании внутри бюрократических структур.
Необходимо выделить принципы ведомственного контроля: 1) каждая административная задача должна быть закреплена за определенной административной единицей; 2) для выполнения четко ограниченных задач создаются специализированные организационные единицы; 3) руководитель ведомства представляет высшую руководящую инстанцию
Выделить и раскрыть основные элементы ведомственной контрольной деятельности: а) добровольное выполнение, б) установление стандартов, в) мониторинг (слежение) и г) санкции, а также его задачи: 1) проверка исполнения возложенных на персонал обязанностей, 2) оказание персоналу помощи в установлении нормальных взаимоотношений с осужденными, 3) оценка качества работы персонала.
Показать сущность различных видов административного контроля: внутриведомственного, межведомственного, по итогам инцидента, общего, осуществляемый по жалобам, внепланового, превентивного, перекрестного.
При проведении проверок важно учесть, чтобы члены комиссий были независимы от органов контроля, обладали свободой слова, передвижения, доступа к заключенным, а сам контроль должен осуществляться последовательно,обеспечиваться бюджетом и ресурсами.
Далее стоит раскрыть сущность контроля на примере какого-либо государства. Отличительными особенностями в этом отношении обладает Великобритания, где тюрьмы находятся в подчинении министра внутренних дел. Генеральный директор – исполнительный глава Тюремной службы, назначается министром внутренних дел с одобрения премьер-министра. Организационно-функциональная структура Тюремной службы, включает в себя центральный аппарат и окружные управления, осуществляющие контрольные функции за тюрьмами. Для повышения эффективности административного контроля в системе МВД создан институт тюремной инспекции, который является органом надведомственного контроля и действует независимо от Тюремной службы. Генеральный инспектор руководит группой инспекторов, которые, как правило, имеют личный опыт работы в тюрьмах либо являются специалистами в области здравоохранения, образования, строительства и сельского хозяйства. Особенностью административного контроля за деятельностью персонала тюрем является то, что в его систему с 1994 г. входит Тюремный омбудсман, назначаемый министром внутренних дел с целью рассмотрения обращений и жалоб не только заключенных, но и тюремного персонала, но только после того как жалоба была предметом рассмотрения Системы заявлений и жалоб, либо от нее не получено ответа в течение 6 недель.
В 3-ем вопросе «Судебный контроль за соблюдением прав задержанных по подозрению в совершении преступлений и арестованных (на основе процедуры «Хабеас корпус»)» обозначаются виды правового (судебного) контроля за пенитенциарными учреждениями. Первая концепция (присуща Великобритании) заключалась в разрешении административных споров в судах общей юрисдикции (доктрина единой юстиции). Вторая (например, во Франции) предполагала рассмотрение жалоб на неправомерные административные акты и действия (бездействие) чиновников в специальном порядке особыми судебно-административными органами (доктрина специальных административных судов – административная юрисдикция), отделенных от общих судов гражданской и уголовной юрисдикции. Помимо этого создаются специальные пенитенциарные суды (Польша, Германия). В компетенцию последних входит рассмотрение жалоб заключенных на действия администрации, решение вопросов о досрочном освобождении, переводе заключенного в учреждения открытого типа, предоставлении ему отпуска. Уголовно-исполнительный кодекс Польши предусматривает, что судьи пенитенциарных судов дают согласие: на представление заключенному краткосрочного выезда за пределы пенитенциарного учреждения в порядке поощрения (ст. 55), помещение заключенного в штрафной изолятор (ст. 57), а также отменяют или изменяют решения о применении к заключенному иных дисциплинарных взысканий.
Отдельно необходимо остановиться на процедуре «Хабеас корпус» как гарантии от незаконного задержания и заключения под стражу, когда на лице, осуществившем задержание и заключение лица под стражу, лежит обязанность представить задержанного суде и дать пояснение о причинах задержания. Также эта процедура выступает в роли средства контроля за предоставлением условно-досрочного освобождения и меры депортации иностранных граждан.
В 4-ом вопросе «Политический (парламентский) контроль за соблюдением прав и свобод заключенных в зарубежных странах»где определяется, что цель, задачи и формы этой контрольной деятельности для различных стран во многом схожи. Так, в ФРГ к основным полномочиям бундестага в области контроля за государственной администрацией, которые распространяются и на гражданских служащих тюремных учреждений, относятся: 1) принятие законов – управленческие структуры подчинены законам и правовым нормам; 2) парламентское бюджетное право – утверждение парламентом ежегодных бюджетных планов означает предварительный контроль за финансовой деятельностью управления; 3) парламентские методы уменьшения нагрузки на правительство; 4) контроль в рамках парламентских пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий парламента.
Важно знать, что с середины XX в. во многих странах получил распространение новый вид парламентского контроля – со стороны парламентских уполномоченных по правам человека (омбудсманов). При всех существующих национальных отличиях основные функции омбудсмана состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. По материалам проверок жалоб заключенных омбудсманы могут вносить свои предложения и рекомендации, которые, хотя и не являются обязательными для руководства и персонала пенитенциарной системы, вместе с тем могут стать основанием для привлечения виновных к ответственности.
В 5-ом вопросе «Общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы в зарубежных странах» исследуются виды негосударственного (общественного) контроля: а) общий, б) специализированный, в) местный, г) национальный и д) международный.
Привести примеры из опыта некоторых развитых зарубежных государств, в частности, о деятельности Советов Визитеров, Национального Совета в Великобритании.
При этом следует остановиться на полномочиях членов Национального совета при проведении контроля за деятельностью пенитенциарных заведений: 1) право доступа в любую тюрьму, в любую ее часть, к любому заключенному в любое время дня и ночи; 2) обязанности совершать, по крайней мере, шесть дежурных посещений каждые 12 месяцев и посещать каждое из следующих помещений не реже одного раза в каждые три месяца: блок исполнения наказаний/ изоляции, госпиталь, карцеры, кухню и раздаточные; 3) право иметь помещение, шкафы для хранения документов, телефон и т.д.; 4) прямой доступ к руководству тюрьмы, Тюремной службы и министру внутренних дел; 5) напрямую обращаться к членам парламента.
Министр внутренних дел может прекратить полномочия члена Совета Визитеров в случае, если он убедится, что член Совета: а) не выполняет удовлетворительно свои обязанности; б) не прошел соответствующую подготовку; в) по причине физического или умственного заболевания, а также по любой другой причине не способен к выполнению своих обязанностей; г) был признан виновным в таком правонарушении или его поведение было таковым, что, по мнению министра внутренних дел, он не может далее сохранять свои полномочия; д) возник, или собирается возникнуть, или может в будущем возникнуть конфликт интересов между выполнением членом Совета своих обязанностей и какими-либо другими его интересами – частными, финансовыми и др.
Стоит отметить, что важную роль в осуществлении контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы в развитых демократических государствах играют средства массовой информации, которые могут повлиять своими выступлениями, публикациями использованием иных медиасредств к осуществлению различных форм контроля. Подчеркнуть тесную взаимосвязь контроля средств массовой информации с иными видами контроля.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
[374, 376, 377]
Дополнительная
[1-18, 209, 211, 222, 230, 242, 244, 265, 293, 302, 318, 334, 353, 356, 357]
Список литературы находится в I части УМК.