Государственной строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы
В середине XVI в. были осуществлены и другие преобразования в
центральном и местном управлении (отмена кормлений, земская, губная реформы), в вооруженных силах, С середины XVI в. стали созываться сословно-представительные учреждения - Земские соборы.
Государственный строй Русского (точнее. Российского, так как этот
термин все чаще применяется в XVII в.) государства может быть охарактеризован следующим образом.
Во главе государства начиная с 1547 г. стоял царь. Изменение титу-
ла было важной политической реформой, имевшей целью укрепление
власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со сто-
роны различных княжат, бывших удельных князей.
Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в.
сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что
должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти.
Царь — глава государства — обладал большими правами в области за-
конодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вме-
сте с Боярской думой и Земскими соборами.
Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положе-
ние: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала
вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, зако-
нодательства и т.д.
Реальное же влияние Боярской думы в рассматриваемый период не
было однозначным. Так, в годы опричнины ее роль была незначитель-
ной. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления
представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали
вводиться и представители верхушки городского населения - торговая
знать, гости. Но дума продолжала оставаться прежде всего органом ро-
довитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы спе-
циальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для
подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр,
других думных членов и дьяков, правда, не имевшие достаточно четкой
компетенции. Таким образом, можно сделать вывод о создании при Ду-
ме некоторого чиновничье-бюрократического аппарата, дававшего ей
возможность более реально решать вопросы управления и иметь посто-
янные контакты с приказами.
o 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку матери-
o алов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.
o Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.
o Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
o Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.
o Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «совет всея земли», «собор», «общий совет», «великая земская дума». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнения отдельных классов и групп населения, разумеется, наиболее влиятельных.
o Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. — известны соборы 1547, 1549, 1550, 1551, 1560, 1575, 1576, 1579,1580,1584,1598,1604,1611,1613,1619,1622,1632,1634, 1637,1639,1642, 1645,1648-49,1653 гг. Их значение и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. — Федора Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные» соборы, решавшие стратегические вопросы. Собор 1648—49 гг. принимает важнейший акт — Уложение.
o Структура соборов достаточно сложна: так, в состав Сто
o главого собора (1551 г.) входили в полном составе Освященный собор. Боярская Дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей, — на нем сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).
o Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие — совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.
o Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных». Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. В результате их обработки составлялся соборный приговор.
o Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений" выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей» — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.
o Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми (Разбойным, Стрелецким) появились и новые территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Реорганизация приказно
o й
o системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходили достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).
o К середине XVII в. число приказов достигло 60. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специализировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу.
o Московский большой стол Разрядного приказа вел учет всех служилых людей, осуществлял регистрацию указов и грамот.
o Поместный стол ведал вотчинными и поместными делами, Денежный — вопросами финансирования.
o Документы, которые использовались в делопроизводстве приказов подразделялись на столбцы (свитки) и книги. Книги были писцовые (налоговое описание земельных угодий и плательщиков податей), переписные (учет податного населения), приправочные (справки к писцовым и переписным книгам), дозорные, приходи о-расходные и расходные.
o Документы, издаваемые приказами, были многообразными: жалованные грамоты (содержавшие разного рода пожалования) , указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти (документе, исходящем из другого приказа) или челобитной. Издавались наказы — инструкции должностным лицам, доклады — проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты. Систематизация грамот осуществлялась путем издания сводных документов — уставных грамот.
o Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались Приказ Большого прихода. Разрядный, Поместный и Ямской приказы.
o Разрядный приказ, возникший в качестве канцелярии при Боярской Думе, стал важнейшим органом по организации государственного управления. Поместный приказ наряду с выделением и оформлением земельных наделов осуществлял также суд по земельным делам. Ямской приказ, кроме выполнения функций по организации ямской гоньбы, выполнял полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и гру
o зов. Приказ Большого прихода занимался организацией сбора общегосударственных налогов и пошлин. Той же деятельностью занимались территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ, сосредоточивший свою деятельность в столице и ее пригородах. Чрезвычайные налоги собирал Приказ сбора пятинных и запросных денег. Чеканкой монеты ведал Денежный двор, подчиненный Приказу Большой казны.
o Разбойный приказ возглавлял систему полицейско-сыск-ных органов уже в середине XVI в. В нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались по второй инстанции разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ. С конца XV в. на местах стала формироваться система полицейских служителей — бирю-чей, тюремных сторожей, палачей и т. д. В 1649 г. был принят первый полицейский закон — Наказ о Градском благочинии.
o Вопросами книгопечатания ведал Печатный приказ, надзиравший за переписчиками и издателями книг, при типографиях учреждались смотрители.
o Управление медицинским делом сосредоточил в своих руках (с конца XVI в.) Аптекарский приказ.
o В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.
o Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменениюместного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа — губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ.
o Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.
o Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о прекращении выдачи тарханов — грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению, получал право не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. Теперь это исключалось.
o Наряду с губными создавались земские органы самоуправления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере.
o Первым шагом в этом направлении было принятие Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд мест черносошного Севера переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами феодальному государству. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Часть этих денег шла кормленщикам, вернее тем, кто стоял в списке в очереди на кормление. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья. Позднее царь дал указание об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.
o К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения.Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.
o Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним бьыи учреждены воеводы, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, который его послал в соответствующий город или уезд. В больших городах назначались несколько воевод, но один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
o Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
o Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
o При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все в большей степени подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.
o Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятельности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники доходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произвол воевод в Сибири.
24. Земские Соборы в XV—XVII вв.: состав, виды, порядок деятельности.
Большую роль в управлении государством в рассматриваемый пери-
од играли Земские соборы. Они стали созываться с середины XVI в.,
наиболее регулярно действовали в первой половине XVII в. Последние
Земские соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651 и 1653 гг. Во второй
половине XVII в. окрепшая царская власть, располагавшая централизо-
ванным государственным аппаратом, государственной казной, значи-
тельно увеличившей свои доходы, смогла уже обходиться без созыва
этого сословно-представительного учреждения. Какого-либо специаль-
ного закона относительно Земских соборов принято не было. На прак-
| тике в них входили Боярская дума, высшее духовенство ("Освященный
;i собор") и выборные представители дворянства и городов. О том, как
? происходил созыв Земского собора, свидетельствует "приговор" одного
из них (1613 г.), в котором говорится о приглашении духовенства, бояр,
дворян, гостей, посадских "изо всех городов всего великого Российского
царствия... к Москве, для земского совета и для государственного опи-
ранья, лучших и разумных людей".
Организация выборов в Земские соборы, нормы представительств от
различных сословий, их численный состав были неопределенными1.
Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимуще-
ства на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по 2
человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов по-
сыпали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земско-
го собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворя-
нами. Большее представительство по сравнению с посадом других горо-
дов имели и высшие торгово-ремесленные круги Москвы. Общее число
депутатов-горожан иногда достигало 20%.
Земские соборы собирались не систематически, но в первой полови-
не XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской гра-
мотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выбо-
ров. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготав-
ливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к та-
ким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика,
финансы, законодательство.
* В качестве примера можно привести состав участников Собора 1566 г. Из
374 человек 32 были представителями высшего духовенства, 29 человек - чле-
нами Боярской думы и представителями высшей администрации, 205 человек -
дворяне, служилые люди, 33 человека - дьяки и приказные, 75 человек - гости
и другие торговые люди (См.: Ерошкин И.И. Очерки истории государственных
учреждений дореволюционной России. Учпедгиз, 1960. С. 31). Наиболее много-
людным из всех Земских соборов был Собор 1613 г., избравший на царство
Михаила Романова. На нем присутствовало около 700 человек. Это был един-
ственный случай приглашения на Земский собор представителей черносошных
крестьян.
Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные
вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были
приниматься всем составом Собора.
Продолжительность работы Земских соборов была различна: от не-
скольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет .
Решения Земского собора оформлялись принятием специального со-
борного документа, как правило, "приговора".
Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обяза-
тельны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворян-
ских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависе-
ла от их поддержки.
Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть
царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.
Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «совет всея земли», «собор», «общий совет», «великая земская дума». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнения отдельных классов и групп населения, разумеется, наиболее влиятельных.
Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. — известны соборы 1547, 1549, 1550, 1551, 1560, 1575, 1576, 1579,1580,1584,1598,1604,1611,1613,1619,1622,1632,1634, 1637,1639,1642, 1645,1648-49,1653 гг. Их значение и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. — Федора Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные» соборы, решавшие стратегические вопросы. Собор 1648—49 гг. принимает важнейший акт — Уложение
Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие — совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.
Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных». Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. В результате их обработки составлялся соборный приговор.