Б4. 1) Царская власть и боярская Дума, Царь и Земские соборы. Укрепление абсолютизма.

Царская власть.16 января 1547 г. Иван IV официально «венчался» на царство. Стал именоваться царем. Венчание означало его политическую независимость и способствовало росту международного престижа Русского гос-ва. Укрепляя власть царя, церковь преследовала и собственные интересы. Царь и его окружение приступили к осуществлению реформ, направленных на укрепление гос-ва и дворянства. В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (примерение царя с боярами или между представителями различных сословия); впоследствии такие соборы стали называться Земскими. Земские соборы созывались царем для обсуждения вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещ-ный орган. 1-ый собор состоялся в 1549 г. Соборы выполняли ф-цию избрания на царство.В 1549 году царь обвинил бояр в злоупотреблении за годы его малолетства и объявил о подготовке реформ гос. упр-я. Созывы Соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения но противостоявшие Боярской Думе –(это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии). Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Грозного. Боярская дума небыла самост-ной, она всегда действовала вместе с царём, составляя в месте с ним верховную власть. Иван IV сам принимал решения о войне и мире, о походах и строительстве крепостей. Большое значение он придавал внешнеполитическим делам.Реформы гос. упр-я значительно повлияли на полит-ую власть боярства и способствовали укреплению царской власти. Царю мешала Боярская дума, он хотел избавиться от её опеки и стать неограниченным монархом. Использовав обстановку обострения классовой борьбы в стране Иван IV добился права судить и казнить бояр без получения согласия на то со стороны Боярской думы. Попытка гос-го переворота все же не удалась. Террор привел к тому, что пришлось казнить не только оппозиционных бояр, но также и многих дворян. В период опричнины заметно возрос политический вес дворянства, оно получило доступ к управлению.Учреждение опричнины было для Грозного шагом к укреплению абсолютизма. После смерти Грозного наступает известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты.

Б4. 2)Правовая база МСУ. Конст-ция РФ о МСУ. Признаки, принц-ы, функции МСУ.Правовая основа МСУ – это система правового регулирования, организации, функционирования и развития МСУ на соответ-щей территории. ПОМСУ включает в себя: 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; 2) КРФ, ФКЗ, ФЗ №131, ФЗ; 3) Иные НПА РФ; 4) К-ии и Уставы субъектов РФ; 5) Законы и иные НПА субъектов РФ; 6) Устав МО; 7) Решения принятые на местных референдумах и сходах граждан; 8) Иные муниципальные правовые акты. В соотв-вии с КРФ структура ОМСУ, учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления МСУ. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления ОМСУ. Организационные принципы мсу в России основываются на нескольких сочетаниях трех устойчивых элем-тах системы местной вл, и упр-я: предст-ного органа, исполн-ого органа и высшего долж-ого лица.Главной точкой форм-ния российской системы МСУ стал 1993 год. МСУ осущ-ся гражданами путём референ-ма, выборов и др. форм волеиз-ия граждан. МСУ осущ-ся в городских и сел-х поселениях и на др. терр-ях. Структкра ОМСУ определяется населением самостоятельно. ОМСУ осущ-ют след-ие функции: самостоятельно упр-ют мун-ой собст-ью, фомируют, утверж-ют, исполняют местный бюджет, устанав-ют местные налоги и сборы, осущ-ют охрану общест-го порядка, решают иные вопросы местного значения. ОМСУ могут наделятся отдельными гос. полномочиями. МСУ в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов и т.д.

Б5. 1) Российская государ-ть в период абсолютной монархии. XVIII – XX век. Революционный и реформаторский пути преобразовательной дея­тел-сти в Рос-кой империи. Император.Главой государства в России был монарх, носивший с 1547 г. титул «царь». В 1721 г. Петру I Сенат преподнес титул «императора». Присвоение императорского титула имело международное значение, т.к. означало признание России великой европейской державой. Император обладал законодательной, исполнительной, военной, судебной вл-тью.При Петр I произошли большие преобразования в различных областях гос. упр-я.Сенат. Ранняя форма абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Реформы гос. аппарата были проведены в начале 18 в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во 2-ой пол. 18в. Боярская дума окончательно потеряла свое значение и перестала созываться. Но была потребность в органах, которые проводили бы в жизнь Замыслы царя и таким обр., был создан сенат.

Функцией Сената был надзор за деятельностью всех гос. учреждений и должностных лиц. Особое место среди должностных лиц при Сенате занимали генерал-прокурор и его помощник - обер-прокурор.В 1720 г Петр I организовал коллегии. Они ведали определенными участками гос. упр-я. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских заседателей. При проведении реформы внимание обращалось на перестройку гос. аппарата и централизацию упр-я, формирование регулярной армии, упорядочение финансов и подчинение Церкви гос-ву. Реформа стала важной частью внутренней политики Петра I, направленной на ослабление и роспуск Боярской думы, разрушение прежней, приказной администрации и замену ее новой. Было реорганизовано МСУ. Было установлено четкое административно-территориаль-ное деление. Органы военного упр-я. Крупная реформа Петра I –это военная. Для комплектования частей была учреждена комиссия – Генеральный двор, в результате работы которой было создано 27 пехотных и два драгунских полка, сведенных в три дивизии. при Петре I был создан военно-морской флот. В период становления абсолютизма происходит развитие права. Издаются многие крупные законы. создаются кодексы — военно-уголовный, процессуальный.

Б5. 2) МО : понятие, виды, признаки. Особенности организации МСУ в городских и сел-их поселениях. Организация МСУ в муниц-ном районе.МО – это гор-ое, сел-кое поселение, несколько поселений объед-ных общей терр-ей, часть поселения, иная населенная тер-ия в пределах которой осуществляется МСУ, имеется мун. собств-сть, местный бюджет и выборные ОМСУ (ФЗ о МСУ от 95 г.) МО – это гор-кое, сел-кое поселение, поселение объединенное общей тер-ей и межселенных тер-рий, часть тер-рии, в границах которого поселение непосред-ого или через выборные и др. ОМСУ самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения. МО – это самоуправляющаяся, непосредственно через выборные и иные ОМСУ, общность людей имеющая: общие цели и задачи решение которых позволяет удовлетворить жизненные потребности членов данной общественности.. Основания по которым класс-ся МО: 1. Нормативный правовой статус (поселение, мун. район, гор. округа, тер-рии городов фед. значения); 2. Тер-ое устройство (поселение); 3. Характер застроенности (компактные, диффузные); 4. Степень урбанизации (сельские, поселковые, городские); 5. Уровень финансово-хоз-ной самост-сти (доноры, депрессивные); 6. Численность населения (города – сверхкрупные 3 млн, крупнейшие 1-3 млн, крупные 250 т. -1 млн, большие 100-250 т, средние 50-100 т, малые до 50 т, сельские посел-я - крупные 5 т, большие 1-5 т, средние 200 ч – 1 т, малые менее 200 ч). МО обладают признаками: ведают вопросами местного значения";имеют устав и свою символику; реализуют право на объединение в ассоциации и союзы; имеют территорию и границы; выборные и иные ОМСУ действуют в пределах МО и уполномочены выступать от имени МО при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав мун.собственности; за МО закрепляются качества экон-й и фин-й самостоятельности. Городское поселение может иметь статус МО: имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный ОМСУ, выборные долж-ные лица МСУ. При этом городское МО может нахо­диться в границах терр-рии др.МО (например, районного МО). Организация МСУ в сельских поселениях имеет особенности: если сельское поселение не имеет статуса МО, оно неможет формировать свой местный бюджет, обладать мун. собственностью, избирать свои ОМСУ. В настоящее время мун. районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей тер-рии района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соот-вии с законод-вом, мун. район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав мун. района, за счёт средств бюджета мун. района.

Б6.1)Российская государ-ность в период «просв-го абсолютизма». Эмансипация сословий при Екатерине II.Время царствования Екатерины II называют эпохой“просвещенного абсолютизма”.Смысл состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожая наиболее устаревшие феодальные институты. Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый гос-ый и правовой облик абсолютной монархии. Внутренняя и внешняя политика 2ой пол. 18 в, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Екат.II активно участвовала в гос-ной жизни. Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, 3. Учредить в гос-ве хорошую и точную полицию. 4.Нужно сделать гос-во грозным внушающим уважение соседям. Ек.II взялась за эту задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении 2лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором были сформулированы принципы правовой политики. При Ек.II полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судилверхний земской суд.Горожан -губернский и городовой магистраты, гос-ых крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Ек. II внесла вклад в развитие культуры и искусства.Была создана Российская Академия, основано множество журналов, создана система народного образования, открытие публичных театров, появление русской оперы.

Б6.2)Построение двухуровневой модели мсу. МСУ в городском округе. Особенности организации МСУ в городах фед-ого значения. С началом реформы МСУ в России, введенной ФЗ 131, существует так называемой "двухуровневая модель МСУ". Принятая законом как обязательная, двухур-вая модель МСУ экспертами и практиками признается, во-первых, экономически неэффективной и дорогой, во-вторых - не очень удобной и нехарактерной для отечественных традиций упр-я на низовом уровне. Критика новой модели МСУ с точки зрения удобства или неудобства упр-я базируется на ранее сложившейся практике взаимоотношений в сфере упр-ия райо­ном и поселениями, основанной на принципе соподчинения. В Законе не употребляется термин "уровни" МО. Перечисленные в ст. 10 типы МО («мсу осущ-тся на всей терр-рии РФ в город-х, сел-х посел-ях, мун-ых районах, город-х округах и на внутригород-их терр-яхгородов фед-го значения») равноправны по своей сути, поэтому новую модель МСУ в России целесообразно было бы называть не двухуровневой, а трехтиповой - по числу определяющего большинства типов МО. Статус городского округа, как МО определён 131ФЗ согласно которому гор. округ — гор. поселение, которое не входит в состав мун. района и ОМСУ которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения мун. района, а также могут осуществлять отдельные гос. полномочия, передаваемые ОМСУ ФЗ и законами суб-ов РФ. В состав территории гор.округа могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом гор. поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. ФЗ №131 в отношении ГФЗ Москвы и Санкт-Петербурга может регулировать целый ряд вопросов органи­зации и осуществления МСУ в ГФЗ, а именно: в установление и изменение границ внутригородских МО, их преобразование; в определение перечня вопросов местного значения, источников доходов местных бюджетов внутригородских МО местного значения осуществляются ОМСУ.

Б7. 1) Основные черты социалистической модели гос. упр-я (1917-1991 г.). Гос. упр. по-большевистски. Управленческая несостоятельность белого движения.С июля 1918 г. в Сов-кой респуб-ке установилась однопартийная система. Однопар-сть таила огромную опасность. Партия большевиков получила большое влияние в гос-ых и общест-ных структурах, она перестала быть контролируемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у большевиков сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды и конференции. Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна упр-кая проблема. В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах которых насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право нормирование труда и зарплаты.Руководители антибольшевистских сил потерпели поражение. И руководство, и «среднее звено» «белого» движения(т.е. те кто за царя) в 1918— 1920 гг.проигрывали «красным»(т.е. большевики) в моральном отношении. В борьбе «белых» присутствовал психологический надлом, который углублялся физическими перегрузками. Не случайно Корнилов ещё в 1917 г. не смог стать харизматическим лидером, также как не стал им и Деникин. В 1920 г. Деникин передал командование Врангелю. Причина его упр-кой несостоятельности в том, что возвышению Деникина на юге способствовали в больше материальные ресурсы края чем личные качества, кроме того, руководители «белого» движения всегда состояли на службе у гос-тва, в то время как лидеры большевиков, создавали новую государствен-сть. Деятели «белого» движения проиграли не случайно. Они не сумели предложить России программу, которая могла бы увлечь народ и превзошла бы большевистское понимание будущего России. Лидеры социалис-ких партий также не выдвинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Керенский, который мог бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность и в 1918 г. эмигрировал. Большевики реализовали идеи Ленина они обеспечили ликвидацию разделения властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов. За первые 3 года Советской власти численность упр-кого аппарата увеличилась почти в 5 раз. Причина роста бюрократизма — ликвидация рыночных механизмов саморегулирования и замена их «новыми управленцеами». Социалист-ое гос-во харак-ся: принудительной отменой частной собст-сти; юридическим равенством граждан; всеобщим благополучием людей.

Б7. 2) Формы непосредственной демократии обязательного характера: местный референдум, муниц. выборы, сходы, голосование граждан по отзову депутатов пред-х органов МО, высших выб-х долж-ных лиц и членов выборных омсу.Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается предс-ным омсу по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом МО.В М.р. имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории МО, обладающие избир-ым правом. Решение, принятое на М.р., не нуждается в утверждении какими-либо органами или долж-ми лицами. Муниц. выборы - выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного омсу, выборных долж-ых лиц мсу на основе всеобщего равного и прямого избир-ого права при тайном гол-нии. Выборы организуют и проводят избир-ные комиссии. Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста. К-ей РФ, ФЗ, быть избранным в ОГВ и ОМСУ. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка. Сход граждан – форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с числ-тью жителей, обладающих избир-ым правом, не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия предст-ого органа МО. Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно либо по инициативе жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной админ-ции. Участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным. Председательствует на нем глава МО или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения МО и наравне с решениями М.Р.Голосование граждан по отзыву депутатов предст-ных органов МО, высших выборных долж-х лиц и членов выб-ых органов МСУ. Голосование по отзыву проводится по инициативе. Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц устанав-тся уставом МО. Основаниями для отзыва могут служить конкретные противоправные решения.Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО. Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО проводится на всей территории МО или на части его.

Б8. 1) Основные элементы гос. упр-я в период бюрократических контрреформ: что можно назвать «застоем».Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены перегибы в политике времен Н.С.Хрущёва. Наступил длительный (20 лет), период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут “периодом застоя”. СССР в “период застоя” был наименее репрессивным государством из великих держав. Именно в “период застоя” было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в II,городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился. В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны, но она не была реализована. 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское Государство стало общенародным. Конституция закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. 24 июня 1981 г. ВС СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом. Конституция закрепила СССР как союзное федеративное государство.

Б8. 2) Высшее должностное лицо МО в системе омсу. Контрольный орган МО. Иные органы мсу (избирательная комиссия).Глава МО— высшее долж-ное лицо МО, которое наделяется уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО в соот-вии с уставом МО: Избирается на муниц.выборах либо предст-ным органом МО из своего состава; входит в состав предст-ного органа МО с правом решающего голоса; является председателем предс-ого органа МО; не может быть одновременно председателем предст-ного органа МО и главой местной адм-ции. Глава МО подконтролен и подотчетен населению и предст-му органу МО. Компетенция главы МО:представляет МО в отношениях с ОМСУ др. МО, ОГВ, гражданами и орган-ями;подписывает и обнародует в порядке, НПА, принятые предст-ым органом МО; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания предст-ного органа МО. Полномочия главы МО прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным; прекращения гражданства РФ; Контрольный орган МО— контрольно-счетная палата,— образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением уст-ного порядка подготовки и рас-ния проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением упр-я и распор-я имуществом находящимся в муниц. собственности. Контрольный орган формируется на муниц. выборах или предст-ым органом МО в соответствии с уставом МО. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию. Избирательная комиссия МО — организует подготовку и проведение муниц. выборов, местного рефер-ма, голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Контрольно-счетный орган МО образуется предст-ым органом МО. Местная администрация — исполнительно-распорядительный органМО — наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных гос. полномочий, переданных ОМСУ. Местной администрацией руководит глава местной администрации. Структура местной администрации утверждается предст-ным органом МО по представлению главы местной администрации.

Б9. 1) Курс «перестройки и ускорения». Управленческий кризис в стране в 1990 г. Уничтожение СССР сверху. В 1987 г., когда программа переделки Советского гос-ва вступила в решающую стадию, М.С.Горбачев дал определение этой программе: “Перестройка. Перестройка относится к категории “революций сверху”. Каждый этап реорганизации гос-ой системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. В начале был выдвинут лозунг “Больше социализма!”, затем лозунг “Больше демократии!” -это был период культурной подготовки. С 1988 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем государства. В 1988 г. через так называемую Конституционную реформу были изменены структура верховных органов вл., и избирательная система. Был учрежден высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР, который собирался 1раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР с большими полномочиями и внесении изменений и дополнений в К-цию СССР. Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР. Важные изменения внес Закон 1990 г. об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР. Было определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов - предприятия и др. объекты. В июне 1991 г прошли выборы первого Президента РСФСР, им был избран Б.Н Ельцин (он получил голоса 43% избирателей). После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич до такого исхода решили дело не доводить и в местечке Беловежская пуща, под Минском, 8 декабря 1991 г. тайно подписали соглашение о ликвидации СССР (“с целью сохранения единства”). В их заявлении сказано, что СССР “ прекращает свое существование”, прекращалась и деятельность органов СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение но было поздно. История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.

Наши рекомендации