Расчет основных размеров ЖРД
Цель работы
Целью курсовой работы является закрепление знаний, полученных студентами в ходе лекций, практических занятий и лабораторных работах, в которых были изложены материалы по следующим вопросам:
- рабочий процесс в камере ЖРД;
- тяговые характеристики ЖРД;
- теплообмен в камерах ЖРД и защита стенок;
- термодинамический расчет состава и параметров продуктов сгорания
Для достижения поставленной цели в ходе курсовой работы студентами решаются следующие задачи:
-ознакомление с термодинамическими процессами в камере сгорания ЖРД;
-изучение количественных показателей изменения температур, давлений и скоростей истечения потока газов по длине сопла реального двигателя;
-подготовка и защита отчета.
Время КР -
Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов
R – универсальная газовая постоянная;
Rк – газовая постоянная;
n – показатель адиабаты;
Т – температура газа перед соплом;
рк – давление газа в камере сгорания;
ра– давление газа на срезе сопла;
рн– давление
GS - сумарный секундный расход топлива в камере сгорания;
w– скорость истечения газа;
Fк – площадь сечения камеры сгорания;
Fкр – площадь критического сечения;
Fа – площадь выходного сечения сопла;
Lс– длина сопла;
Lц – длина цилиндрической части сопла;
dк– диаметр камеры сгорания;
dкр – диаметркритического сечения сопла;
dа – диаметр выходного сечения сопла;
2a - угол раствора конусности сопла;
c- промежуточный параметр, характеризующий адиабатический процесс истечения газов в сопле;
Vк – объем камеры сгорания;
e -перепад давления газа в сопле.
Расчет основных размеров ЖРД.
Для выбранного топлива производится термодинамический расчет состава и продуктов сгорания в камере сгорания.
Производится ряд термодинамических расчетов равновесного расширения продуктов сгорания до различных значений давления в критическом сечении сопла, близких к ожидаемому. То из этих значений давления принимается за истинное (искомое) ркр при котором скорость потока становится равной скорости звука.
Таким образом, давление в камере сгорания и значение n устанавливаются методом последовательных приближений. В качестве первого приближения для кислородных ЖРД величину n следует выбирать в диапазоне 1,12 ¸ 1,16, а для азотнокислых 1,18 ¸ 1,20
Определяем площадь критического сечения сопла по формуле:
где, ;
- газовая постоянная;
где R – универсальная газовая постоянная (Дж/К×кмоль);
МО, МГ – молекулярная масса горючего и окислителя соответственно;
gО, gГ – массовые расходы окислителя и горючего соответственно.
Определяем диаметр критического сечения сопла
Диаметр камеры dк определяется значением величины fк = Fк/Fкр и вычисленным значением Fкр
Fк = fк× Fкр и
Для нахождения диаметра выходного сечения сопла воспользуемся формулой
где fа - относительная площадь выходного сечения сопла
,
где e = рк / ра
отсюда
При известных dк и dкр размеры камеры сгорания полностью определяют величины Vк, 2Q и r1 (см. Рис.1)
Рис.1.
Опыт и теоретические исследования показывают, что величина 2Q не оказывает существенного влияния на величину тяговых характеристик двигателя. Поэтому ее выбирают в пределах 60 - 120°, исходя только из конструктивных соображений. Основным при этом является стремление к сокращению длины входного конуса с одновременным обеспечением плавного входа газового потока в сопло. Этим двум требованиям удовлетворяет сопряжение цилиндрической части камеры сгорания с входным конусом, выполненное радиусом r1 = (0.7 – 0.8)dкр.
Объем камеры сгорания из-за сложности его расчета выражается через параметр – время пребывания топлива в камере tК:
, так как
, следовательно , tК = (2 - 7)10-3 с., меньшие значения tк соответствуют более высоким давлениям в камере и более активным топливам.
Определив VK, определяем длину цилиндрической части камеры сгорания:
,
где VВХ – объем входной части сопла
.
Обычно длина Lц цилиндрической части камеры приблизительно равна ее диаметру dк.