Структура и показатели перевозочного процесса
Лекций)
Модуль А
Государственное управление транспортом.
Государство осуществляет управление транспортом как экономическое, так и административное (правовое). В нашем государстве до 1992 года существовало единая система транспорта (грузоперевозок). Эта система была едина, потому что все виды транспорта были в государственной собственности. Эта система была едина потому, что все виды транспорта были в государственной собственности. Эта система управления поддерживалась государственной формой собственности на транспортные средства и перевозимые грузы, а также планирование перевозок. В 90-е годы в связи с распадом нашего государства, появлением новых независимых государств, переходом на рыночные формы хозяйствования, приватизацию транспортных средств, возможность приобретения транспортных средств гражданами и юридическими лицами без ограничения изменило систему управления транспорта в РФ. На базе существующих союзно-республиканских министерств (министерство морского флота, министерство гражданской авиации и т.д.) в РФ образовалось 2 министерства:
1. Министерство транспорта РФ
2. Министерство путей сообщения.
В 2004 году в результате административно-командной реформы было образовано единое Министерство транспорта РФ. Министерство путей сообщения было упразднено, коммерческие функции Министерства путей сообщения переданы ОАО Российские железные дороги со 100% государственным капиталом. Функции контроля в сфере железнодорожного транспорта переданы вновь созданному органу государства федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
Министерство транспорта РФ – положение о нем утверждено постановлением правительства РФ от 30.07.2004г. № 395.
Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
1. гражданской авиации
2. морского и внутреннего водного транспорта
3. железнодорожного транспорта
4. автомобильного транспорта
5. городского электрического, включая метрополитен
6. промышленного транспорта
Министерство транспорта имеет следующую структуру:
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
2. Федеральное агентство воздушного транспорта
3. Федеральное дорожное агентство
4. Федеральное агентство железнодорожного транспорта
5. Федеральное агентство морского и речного транспорта
Структура Министерства определена указом Президента РФ №614 2004года. Правовое положение федеральных служб и агентств определяется постановлением Правительства Рф.
Договор перевозки груза.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему представителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
В заключение договора перевозки участвует 2 стороны хотя фактически в нем участвует 3 стороны.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю документа подтверждающего прием груза и основными условиями груза. За перевозку груза взимается провозная плата, которая определяется соглашением сторон если иное не постановлено законом или иными правовыми актами.
Обязанности сторон в договоре перевозки:
· подать исправное техническое средство пригодное для перевозки конкретного груза в место и время согласно договору или заявки
· загрузка транспортного средства
· перевести груз в сроки, которые стороны или оговорили или срок предусмотрен транспортными уставами или кодексом
Обязанности отправителя:
1. оплатить перевозку
2. подготовить документы на груз
3. упаковать, маркировать, (тарировать)
4. доставить к месту погрузки на транспортное средство
5. страхование груза (продавец или покупатель)
Спорные вопросы решает арбитражный суд, третейский суд, международный.
Структура и показатели перевозочного процесса
Перевозочный процесс по всем видам транспорта состоит из 3-х частей:
1. начальная операция
2. собственное перемещение из пункта направления в пункт назначения
3. конечная операция
Начальная операция как правило, включает в себя:
· подача подвижного состава под погрузку
· собственно погрузку
· вывоз загруженного подвижного состава грузового фронта
· оформление грузовых документов и другие операции ( крепление груза)
В пункте назначения осуществляются конечные результаты:
· подача подвижного состава под выгрузку
· собственно выгрузка
· документальное оформление и др.(скрепление груза).
Перемещение груза на транспортном средстве – формирование состава, перецепка локомотива, загрузка транспортного средства.
Планирование работы транспорта опирается на экономическую систему показателей, которые зачастую тесно связаны с техническими особенностями транспорта. С помощью этих показателей измеряют объем и качество этих показателей. Существует ряд специфических, экономических показателей, которые характеризуют работу транспортного цеха и являются общими для всех видов транспорта.
Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели:
1. количество перевезенных грузов в тоннах- объем перевозок- учитывают массу перевезенного груза
2. грузооборот- он учитывает массу и расстояние транспортировки- измеряется в тоннах на км. или тонна на милю.
3. средняя дальность перевозки- измеряется в км.
4. средняя грузонапряженность – она характеризует интенсивность перевозок на отдельных участках т/км.
5. объем перевозок за год или за единицу времени
6. скорость доставки груза
7. себестоимость перевозок- руб. за тоннокиллометр, эксплуатационные расходы/грузооборот)(бензин, амортизационные отчисления, з/п водителям, налоги, плата за дороги, тех. обслуживание)
8. производительность труда (она касается работника транспорта (сколько он перевезет)) количество тонн груза за среднее время
Показатели, отражающие степень использования подвижного состава:
· по мощности
· по времени
· по грузоподъемности
Все эти показатели характеризуют его производительность.
Существуют технические показатели, характеризующие транспортное предприятие:
· количество транспортных средств на предприятии
· общая грузоподъемность подвижного состава
· совокупность энергетических мощностей подвижного состава
Основными показателями, характеризующими использование транспортного средства во времени является: оборот (рейс), среднесуточный пробег и скорость движения. Пробег бывает с грузом (грузу) и без груза (поражню).
Существуют 3 скорости движения:
1. техническая скорость движения (180 км/ч )
2. эксплуатационная или коммерческая скорость движения: средняя скорость движения м/у 2 пунктами с учетом стоянки
3. маршрутная скорость (скорость доставки)
Важным показателем работы транспорта является опускная способность объекта транспорта максимальным количеством единиц у подвижного состава, которое может быть пропущена через данный объект в единицу времени.
Провозная способность объекта транспорта максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено в расчетный период.
Технические характеристики:
· грузовместимость - объем грузовых помещений транспортного средства измеряется в метрах кубе и кубические футы.
· Грузоподъемность транспортного средства – вес груза, который можно загрузить в транспортное средство ( полная (дед-вейт) и чистая))
Исходя из грузоподъемности или грузовместимости мы можем говорить, об удельном погрузочном объеме.