Структура и показатели перевозочного процесса

Лекций)

Модуль А

Государственное управление транспортом.

Государство осуществляет управление транспортом как экономическое, так и административное (правовое). В нашем государстве до 1992 года существовало единая система транспорта (грузоперевозок). Эта система была едина, потому что все виды транспорта были в государственной собственности. Эта система была едина потому, что все виды транспорта были в государственной собственности. Эта система управления поддерживалась государственной формой собственности на транспортные средства и перевозимые грузы, а также планирование перевозок. В 90-е годы в связи с распадом нашего государства, появлением новых независимых государств, переходом на рыночные формы хозяйствования, приватизацию транспортных средств, возможность приобретения транспортных средств гражданами и юридическими лицами без ограничения изменило систему управления транспорта в РФ. На базе существующих союзно-республиканских министерств (министерство морского флота, министерство гражданской авиации и т.д.) в РФ образовалось 2 министерства:

1. Министерство транспорта РФ

2. Министерство путей сообщения.

В 2004 году в результате административно-командной реформы было образовано единое Министерство транспорта РФ. Министерство путей сообщения было упразднено, коммерческие функции Министерства путей сообщения переданы ОАО Российские железные дороги со 100% государственным капиталом. Функции контроля в сфере железнодорожного транспорта переданы вновь созданному органу государства федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

Министерство транспорта РФ – положение о нем утверждено постановлением правительства РФ от 30.07.2004г. № 395.

Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

1. гражданской авиации

2. морского и внутреннего водного транспорта

3. железнодорожного транспорта

4. автомобильного транспорта

5. городского электрического, включая метрополитен

6. промышленного транспорта

Министерство транспорта имеет следующую структуру:

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

2. Федеральное агентство воздушного транспорта

3. Федеральное дорожное агентство

4. Федеральное агентство железнодорожного транспорта

5. Федеральное агентство морского и речного транспорта

Структура Министерства определена указом Президента РФ №614 2004года. Правовое положение федеральных служб и агентств определяется постановлением Правительства Рф.

Договор перевозки груза.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему представителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

В заключение договора перевозки участвует 2 стороны хотя фактически в нем участвует 3 стороны.

Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю документа подтверждающего прием груза и основными условиями груза. За перевозку груза взимается провозная плата, которая определяется соглашением сторон если иное не постановлено законом или иными правовыми актами.

Обязанности сторон в договоре перевозки:

· подать исправное техническое средство пригодное для перевозки конкретного груза в место и время согласно договору или заявки

· загрузка транспортного средства

· перевести груз в сроки, которые стороны или оговорили или срок предусмотрен транспортными уставами или кодексом

Обязанности отправителя:

1. оплатить перевозку

2. подготовить документы на груз

3. упаковать, маркировать, (тарировать)

4. доставить к месту погрузки на транспортное средство

5. страхование груза (продавец или покупатель)

Спорные вопросы решает арбитражный суд, третейский суд, международный.

Структура и показатели перевозочного процесса

Перевозочный процесс по всем видам транспорта состоит из 3-х частей:

1. начальная операция

2. собственное перемещение из пункта направления в пункт назначения

3. конечная операция

Начальная операция как правило, включает в себя:

· подача подвижного состава под погрузку

· собственно погрузку

· вывоз загруженного подвижного состава грузового фронта

· оформление грузовых документов и другие операции ( крепление груза)

В пункте назначения осуществляются конечные результаты:

· подача подвижного состава под выгрузку

· собственно выгрузка

· документальное оформление и др.(скрепление груза).

Перемещение груза на транспортном средстве – формирование состава, перецепка локомотива, загрузка транспортного средства.

Планирование работы транспорта опирается на экономическую систему показателей, которые зачастую тесно связаны с техническими особенностями транспорта. С помощью этих показателей измеряют объем и качество этих показателей. Существует ряд специфических, экономических показателей, которые характеризуют работу транспортного цеха и являются общими для всех видов транспорта.

Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели:

1. количество перевезенных грузов в тоннах- объем перевозок- учитывают массу перевезенного груза

2. грузооборот- он учитывает массу и расстояние транспортировки- измеряется в тоннах на км. или тонна на милю.

3. средняя дальность перевозки- измеряется в км.

4. средняя грузонапряженность – она характеризует интенсивность перевозок на отдельных участках т/км.

5. объем перевозок за год или за единицу времени

6. скорость доставки груза

7. себестоимость перевозок- руб. за тоннокиллометр, эксплуатационные расходы/грузооборот)(бензин, амортизационные отчисления, з/п водителям, налоги, плата за дороги, тех. обслуживание)

8. производительность труда (она касается работника транспорта (сколько он перевезет)) количество тонн груза за среднее время

Показатели, отражающие степень использования подвижного состава:

· по мощности

· по времени

· по грузоподъемности

Все эти показатели характеризуют его производительность.

Существуют технические показатели, характеризующие транспортное предприятие:

· количество транспортных средств на предприятии

· общая грузоподъемность подвижного состава

· совокупность энергетических мощностей подвижного состава

Основными показателями, характеризующими использование транспортного средства во времени является: оборот (рейс), среднесуточный пробег и скорость движения. Пробег бывает с грузом (грузу) и без груза (поражню).

Существуют 3 скорости движения:

1. техническая скорость движения (180 км/ч )

2. эксплуатационная или коммерческая скорость движения: средняя скорость движения м/у 2 пунктами с учетом стоянки

3. маршрутная скорость (скорость доставки)

Важным показателем работы транспорта является опускная способность объекта транспорта максимальным количеством единиц у подвижного состава, которое может быть пропущена через данный объект в единицу времени.

Провозная способность объекта транспорта максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено в расчетный период.

Технические характеристики:

· грузовместимость - объем грузовых помещений транспортного средства измеряется в метрах кубе и кубические футы.

· Грузоподъемность транспортного средства – вес груза, который можно загрузить в транспортное средство ( полная (дед-вейт) и чистая))

Исходя из грузоподъемности или грузовместимости мы можем говорить, об удельном погрузочном объеме.

Наши рекомендации