Тема 3. Основные категории этики как основа профессиональной деятельности юриста: совесть, справедливость, ответственность

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия предоставляют большие возможности для полноценного решения задачи этического образования студентов. Усвоение этических знаний здесь стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом собственного опыта студентов, подготовкой сообщений и докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др.

Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная работа. Она заключается в систематическом изучении рекомендованной литературы. Перед изучением темы нужно ознакомиться с перечнем основных вопросов программы, затем прочитать конспект лекций и только после этого приступать к работе над первоисточниками. При чтении следует сосредоточить внимание на уяснении основных положений темы. При последующей работе с текстом целесообразно составить краткий конспект изученного материала. В нем рекомендуется записывать самое существенное, оформлять конспект следует в виде формально - логической модели темы, графов, таблиц и схем.

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы.

Целью данного занятия является выявить, какие нравственные принципы и нормы поведения студенты рассматривают в качестве определяющих их видение будущей профессиональной деятельности юриста. С этой целью в ходе диалога с группой необходимо будет указать на важнейшие категории этики, такие как справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь и выяснить с позиций сегодняшнего дня, какие из них сегодня определяют идеал юриста-профессионала.

Далее необходимо рассмотреть в рамках этики нравственные основы поведения любого человека. Необходимо показать студентам, как личностные особенности, особенности постоянной (профессиональной) деятельности и социальное окружение влияют на нравственные установки индивида. В этой связи необходимо рассмотреть специфику видов профессиональной деятельности, в ходе которых осуществляется социальное взаимодействие.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос о том, чем должен руководствоваться человек, принимая то или иное решение, может ли он всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами общества.

Возможно дискуссионное обсуждение с «разворачиванием плоскости спора» юридической максимы: «Пусть лучше 10 виновных избегут наказания, чем 1 невиновный понесет наказание». На этом примере необходимо обсудить проблему соотношения целей и средств в юридической деятельности, для чего необходимо предоставить студентам возможность описать допустимые, на их взгляд, ситуации, при которых эта дилемма решается в ту или иную сторону.

Вопросы для самоконтроля

1. Какого человека можно назвать нравственным / безнравственным?

2. Дайте оценку основным категориям этики: добро и зло, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, – с позиций сегодняшнего дня, как присущим / не присущим нашему обществу.

3. Может ли человек всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами?

4. Насколько верным является выражение «цель оправдывает средства»? Можно ли добиваться благой цели безнравственными средствами? Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

5. Насколько сильно влияют повседневные занятия человека на его мировоззрение и на его этические взгляды?

6. Существует ли антагонизм между нравственностью и правом?

Тема 2. Теоретические основы профессиональной этики

Целью данного занятия является ознакомление студентов с философскими методологическими основами профессиональной этики. Среди ключевых понятий следует рассмотреть: 1. этика – как область философской науки; 2. Мораль – как форма общественного сознания; 3. Нравственность – как практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопрос о соотношении права и морали, а также о соотношении права (понимаемого в самом широком смысле слова) и закона (как формы реализации права, которая не всегда соответствует его духу). На этом противоречии можно показать, что юридическая деятельность всегда будет связана с решением юристами-профессионалами нравственно-правовых конфликтов, вызванных зачастую несоответствием норм права и морали друг другу.

Также необходимо разобрать ситуации (казусы) на примере которых указать, что в любой ситуации конфликта между правом и моралью всегда есть выход, позволяющий «снять» конфликт или перевести его в другое не-конфликтное русло.

При этом необходимо обсудить вопрос о моральном выборе юристом варианта поведения. При этом необходимо говорить о том, что необходимо руководствоваться как можно большим количеством факторов, принимая то или иное правоприменительное решение, поскольку цена ошибки очень велика в данной сфере.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите, что послужило причинами формирования профессиональной морали юристов?

2. Какова цена ошибки юриста?

3. Укажите, в чем сходство и в чем различие между правом и моралью?

4. Можно ли говорить о существовании правовой морали, отличающейся от морали обычной?

5. Следует ли разделять право и закон? Какие естественно-правовые взгляды могут быть отнесены к числу этических норм?

6. Как должен поступать юрист-профессионал, если прямое предписание закона противоречит его представлениям о морали?

7. Каковы основные способы решения нравственно-правовых конфликтов?

8. Необходимость выбора варианта поведения между правовым и моральным – что будет склонять чашу весов в ту или иную сторону?

Тема 3. Основные категории этики как основа профессиональной деятельности юриста: совесть, справедливость, ответственность

Целью данного занятия является понимание студентами основных этических категорий. Во время занятия нравственные правила будут формулироваться понятия профессионально значимых качеств личности юриста. Триада «совесть-справедливость-ответственность» и её нравственная сущность будет формулироваться совместно со студентами.

Во время занятия будут объяснены положения Устава ФГБОУ ВПО КубГУ, устанавливающие общие требования к студентам данного высшего учебного заведения как нормативная основа этических требований к студентам юридического факультета.

Затем будут сформулированы основные нравственные требования к студентам юридического факультета в учебное время и во внеучебное время. Во внеучебное время студент юридического факультета не утрачивает связь с учебным заведением, поэтому на его поведение в повседневной жизни распространяются некоторые нравственные требования, касающиеся поддержания своей чести, достоинства, а также репутации высшего учебного заведения.

Рассматривая нормы делового этикета студентов юридического факультета, указывается на важность соблюдения деловых манер, соответствующих требований к внешнему виду, культуре речи и этикету телефонных переговоров.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общие требования к поведению студентов закреплены в Уставе ФГБОУ ВПО КубГУ?

2.Что определяют у студента нравственные нормы юридической профессии?

3. Перечислите нравственные нормы поведения студента юридического факультета в учебное время?

4. Перечислите нравственные нормы поведения студента юридического факультета во внеучебное время?

5. Какие нормы делового этикета определяют отношение окружающих к личности будущего юриста?

6. Какие требования к внешнему виду студента юридического факультета установлены нормами делового этикета? Нравственна ли обязательная форма одежды для студентов юридического факультета?

7. Какие требования установлены нормами делового этикета к манерам, речевому этикету и этикету телефонных переговоров студентов юридического факультета?

Наши рекомендации