Противостояние Президента и оппозиции
Россия на рубеже 1991—1992 гг.
Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу: Эстония и Латвия заявляли о претензиях на часть территорий Псковской области. Вместе с тем в России многие известные политики и общественные деятели ставили под сомнение право Украины на Севастополь.
7. мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России официально не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за раздела Черноморского флота между Россией и Украиной.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. 6 сентября 1991 г. в Грозном вооруженной толпой было захвачено здание Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики. 1 ноября 1991 г. генерал Д. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики.
Федеративный договор
Угрозу распада России руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий — с автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик.
В Татарстане на 21 марта 1992 г. был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да».
Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г.
Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Башкортостан подписала с оговорками, оформленными особым протоколом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.
Противостояние Президента и оппозиции
В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой. 23 февраля в Москве и во многих городах России прошли митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новом распределении политических сил.
VI Съезд народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.) выступил с критикой правительства Гайдара. Депутаты говорили о невнимании правительства к производству и социальной защите населения. Постановление Съезда признавало работу правительства над экономической реформой неудовлетворительной по целому ряду позиций. Критика была настолько резкой, что 11 апреля министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. Удовлетворено оно не было. В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета Министров и назначил исполняющим обязанности главы правительства Е.Т. Гайдара.
37 народных депутатов РФ обратились в Конституционный суд с запросом о конституционности указов Президента, запрещающих на территории России деятельность КПСС и КП РСФСР. КС признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.
1 декабря 1992 г. открылся VII Съезд народных депутатов. В своем докладе Б.Н. Ельцин обосновал необходимость продления на 1993 г. дополнительных полномочий Президента для проведения экономических реформ. Депутаты говорили, что предоставленные V Съездом полномочия на 1992 г. не были оправданы реальными действиями команды реформаторов. 9 декабря Съезд отклонил предложенную Президентом на пост председателя Совета Министров кандидатуру Е.Т. Гайдара (за — 467 голосов, против — 486 голосов).
10 декабря Б.Н. Ельцин заявил, что «с таким съездом работать невозможно» и призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Завершил выступление Б.Н. Ельцин призывом к своим сторонникам покинуть зал заседаний. Но их оказалось всего около 100 человек. Кворум сохранился (715 депутатов — на 24 больше необходимого минимума), и Съезд продолжил работу.
Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально-экономической политике, но и в проблеме распределения власти.
Действовавшая в тот момент Конституция устанавливала, что председателя правительства с согласия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Президент, однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой момент могли отправить правительство в отставку простым большинством голосов. Президент имел право назначать и освобождать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и парламент, и Президент претендовали на контроль за правительством, однако механизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев и велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон.
По инициативе председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина конфликт был разрешен с помощью компромисса: Съезд принял постановление, одним из пунктов которого на 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положениям новой Конституции. Было найдено согласие и по порядку назначения главы правительства. Депутатские фракции выдвинули два десятка кандидатов, из них Президент отобрал пять человек и предложил для рейтингового голосования. По его итогам Б.Н. Ельцин выдвинул B.C. Черномырдина, с мая 1992 г. работавшего заместителем Е.Т. Гайдара. Черномырдин возглавил правительство.
Но компромисс оказался недолговечен. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов (10—13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Б.Н. Ельцин, выступая по телевидению, сообщил, что подписал указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса» и назначил референдум о доверии Президенту. Конституционный суд усмотрел в действиях Б.Н. Ельцина основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности).
26 марта открылся IX Съезд народных депутатов РФ, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал своей охране подготовиться к силовому разгону Съезда. Охраной был разработан план — в случае, если решение об импичменте будет принято, «выкурить» депутатов из помещения слезоточивым газом и взять под стражу. Но за импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 голосов (2/3 от числа депутатов).
После завершения голосования о смещении Президента Съезд оказался вынужден назначить на 25 апреля 1993 г. референдум по четырем вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досрочных выборах Президента и досрочных выборах народных депутатов РФ. Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам для принятия положительного решения нужно большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носило конституционный характер и требовало большинства от общего числа избирателей.
Референдум состоялся, участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании, за одобрение социально-экономической политики — 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли.
1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые.