Прочитайте текст, выделите основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации
Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Восточная Римская империя (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь греческое, культурное наследие. Ее историческая судьба отличалась своеобразием и самобытностью.
Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках в Европе, Азии и Африке; здесь проживало множество народов. Поддержание стабильности предполагало наличие сильного государственного начала.
Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям империи. Среди народов и государств, натиску которых приходилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки-сельджуки.
Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находились пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования имущественных и иных гражданских отношений. Византию историки иногда называют правовым государством Средневековья.
Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала ХIII в., был выше, чем в Западной Европе.
Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Поэтому в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная феоду), ни вассальноленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольности и самоуправление. Особая роль государственных начал способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого.
Приоритет государства отразился и в особом положении византийской церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинным главой. Он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Византийская православная церковь не претендовала на светскую власть, не посягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Историки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств, росту армии чиновников. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и заговоров.
Византийскую империю подрывали обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. Но политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разорение крестьянства. При этом она вызывала недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати.
В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии - Малую Азию, Сирию и Палестину. 29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки-османы вступили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Европа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина ХI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима («Третьим Римом»).