В 20. Основные формы государственного правления: монархия и республика и их разновидности. Типы государственного устройства
Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.
Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основными формами государственного устройства являются:
1. Унитарное государство. Характеризуется высокой степенью централизации политической власти (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:
- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
- единая система высших органов государственной власти;
- единое гражданство;
- централизованная судебная и правовая система;
- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.
2. Федерация – союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Специфические черты субъектов федерации:
- наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
- субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;
- между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;
- субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей.
Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.
Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.
Спецификаконституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.
Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).
Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).
Парламентская республика. Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте.
Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение деятельности правительства и его главы. Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет. Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функциями, политический вес невелик. (Италия, Германия, Ирландия, Турция)
Президентская республика.Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права выразить свое неодобрение деятельности правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков. Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. (США)
Смешанная (полупрезидентская) республика.Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента. Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Президент вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент. (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь.)