Виды толкования права по субъектам
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают официальное и неофициальное толкование.
1. Официальное толкование[133] дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями; оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Официальное толкование бывает двух видов – нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно носит общий характер, является общеобязательным. Такое толкование предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. В рамках нормативного толкования различают аутентичное и легальное толкование:
1) аутентичное толкование (авторское) означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ;
2) юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения – легальное толкование (разрешенное, делегированное). Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.
Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения в конкретном случае. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения – правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел. Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
2. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы. Оно не является юридически значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий.
Неофициальное толкование подразделяется на следующие виды:
• обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний по поводу юрисдикционной сферы жизни общества;
• профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным;
• доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы, однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т. д.
Противоправным (неправомерным) называется поведение[150], противоречащее требованиям норм права. Правонарушение – это причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным лицом.
Признаки юридического состава правонарушения:
а) противоправность – правонарушение есть нарушение права; акт, противный праву, его нормам; деяние выражается в действии (оно противоправно тогда, когда нарушаются правовые запреты) и бездействии (когда не исполняются юридические обязанности);
б) виновность – характеризует психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению;
в) общественная опасность – состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;
г) наказуемость – проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность.
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам) .Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям.
1. По отраслям права: уголовно-правовые, гражданско-правовые (деликты), административно-правовые, дисциплинарные, материальные и т. д.
2. По сферам общественной жизни: в экономике, в политике, в социально-бытовой и др.
3. По видам юридической деятельности: в правотворчестве и в правоприменении.
4. По формам вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
5. По отраслям народного хозяйства: в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.
6. По степени их общественной опасности (вредности): преступления – противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовные преступления); проступки – разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, процессуальные и иные (материальные, международные и др.).
Выделяют следующие виды проступков.
1. Административные правонарушения (проступки) – это посягательства на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права.
2. Гражданско-правовые нарушения (деликты), в отличие от преступлений и административных правонарушений, не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.
3. Дисциплинарные правонарушения (проступки) – это посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют собой нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски учебных занятий без уважительной причины) и т. п.
4. Процессуальные проступки – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта (например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т. д.).
71 вопрос: состав правонарушения: понятие и характеристика его элементовПравонарушение – это причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным лицом.Состав правонарушения -это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.1. Объективная сторона правонарушения – это внешние формы проявления поступка. К ней относятся два обязательных признака: само деяние и его противоправность. Понятие «деяние» здесь применяется для обозначения не только действия, но и бездействия в том случае, когда лицо обязано было действовать, но не действовало. Элементы объективной стороны правонарушения подразделяются на основные (деяние, его противоправность, общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями) и факультативные (время, место, способ и обстановка).
2. Субъективная сторона правонарушения характеризует осознание лицом, совершающим противоправное деяние, того, что оно нарушает требования правовых норм. Основным признаком в содержании данного элемента выступает вина, а факультативным – цель и мотив. Вина – это психическое отношение лица к своему деянию и к тем вредным последствиям, которые оно повлекло или могло повлечь.
Различают две основные формы вины: умысел – это такая форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, осознает его противоправность, предвидит наступление вредных последствий и желает их (прямой умысел) либо относится к ним безразлично (косвенный умысел);неосторожность – форма вины, при которой лицо либо не предвидит наступление вредных последствий своего противоправного деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо, предвидя наступление вредных последствий, легкомысленно рассчитывает на то, что их удастся избежать (самонадеянность, легкомыслие).
3. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо. Деликтоспособность – это установленная государством способность нести юридическую ответственность. Деликтоспособными являются лица, которые в соответствии с законом могут самостоятельно выполнять юридические обязанности и нести юридическую ответственность за совершение деяний, запрещенных правовыми нормами, то есть лица, которые по своим психофизическим свойствам могут правильно понимать требования, предъявляемые к ним нормами права, сознательно определять свое поведение, предвидеть последствия своих действий. Поэтому деликтоспособными признаются лица, достигшие установленного законом возраста.
Для разных видов правонарушений этот возраст различен[151]. Но, помимо возраста, деликтоспособность предполагает также наличие вменяемости.Вменяемыми считаются люди, отдающие отчет в своих действиях и способные руководить ими. Таким образом, малолетние и невменяемые не обладают деликтоспособностью и не могут быть субъектами правонарушений. Невменяемость устанавливается в определенном законом порядке по заключению медицинских экспертов.
4. Объектом правонарушения являются общественные отношения, которые охраняются правом – той или иной его отраслью. Конкретные правонарушения могут посягать на какие-то материальные и нематериальные блага, интересы (государственные, общественные, личные) и причинять им вред, ущерб. Эти блага и интересы и будут непосредственными объектами конкретных правонарушений (жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, имущество и т. д.). Видами объектов правонарушения являются: общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом); родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом); непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).
73 вопрос: Государственное принуждение: понятие и видыПринуждение — это психическое, физическое или иное воздействие уполномоченных на то органов государства, должностных лиц на сознание и поведение субъектов путем применения или угрозы применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях правовых норм и связанных с наступлением отрицательных ограничений личного, имущественного, организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями и предупреждения наступления вредных для членов общества последствий, охраны общественной безопасности и правопорядка.
Виды принуждения.
Принуждение как сложное явление характеризуется различными формами своего проявления со свойственным им специфическим и разнопорядковым содержанием. Под формой или видом государственного принуждения следует понимать объединенные общностью целей, оснований, правовых последствий процедуры применения специфически обособленные группы мер принуждения, которые можно отграничивать друг от друга и классифицировать. Любому виду государственного принуждения присущи свои конкретные меры принудительного воздействия, которые в рамках своей обособленности внешне могут быть самыми разнообразными. Виды государственного принуждения по российскому законодательству различны, что отражается в отдельных критериях его классификации:
I. По предмету правового регулирования:
1. Конституционно правовое принуждение.
2. Административно-правовое принуждение.
3. Гражданско-правовое принуждение и так далее.
II. По органам (субъектам) применения:
1. Применяемые в судебном порядке.
2. Применяемые во внесудебном административном порядке.
III. Способы обеспечения общественного порядка и правовые последствия:
1. Предупреждение (превенция).
Предупреждение (превенция) — это самостоятельных вид государственного принуждения, в основном присущ административному праву, и данные меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений, общественной безопасности и прав личности. Почему эти меры наибольшее распространение имеют в сфере административно-правового регулирования? Это объясняется особенностями административно-правовых методов регулирования этих отношений, которые в основном регулируются властью компетентных органов управления и должностных лиц. В случае необходимости эти органы и должностные лица вправе без обращения за содействием к судебным органам принять меры принуждения. Например, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы проводят работу по предупреждению распространения инфекций, соблюдению санитарно-гигиенических правил. меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение -либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);2. Пресечение.Суть этой меры — прекратить налично возникшее или длящееся противоправное действие. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления. меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);3. Правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей).Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением или иными действиями законным интересам или правам личности либо нейтрализовать эти последствия. Нормативной основой этого вида принуждения служат так называемые правовосстановительные санкции — это действенное средство, с помощью которого государство охраняет нормальное развитие общественных отношений в обществе путем, например, законодательного определения обязанности возместить причиненный вред личности или имуществу гражданина, отмена незаконных актов и сделок и так далее. Главное назначение этой меры принуждения — защита права, принадлежащего управомоченному лицу, восстановление его имущественных и других интересов. меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).
4. Юридическая ответственность. Юридическая ответственность — это центральное явление права и законодательства. меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);
Как видим, юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Из этого следует, что на нее распространяются все признаки государственного принуждения. Как и все виды государственного принуждения, юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие, может исходить только от уполномоченных на то органов или лиц, осуществляется исключительно на основе норм права, осуществляется строго в соответствии с процедурой, ими предусмотренной. В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель. 74,,,75,,вопрос: понятие, признаки и виды юридической ответственности. Позитивный и ретроспективный подходы к понимаю юридической ответственностиЮридическая ответственность[152] – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке. Юридическая ответственность является невыгодным для правонарушителя правовым последствием его противоправного деяния (действия или бездействия). Она носит принудительно-правовой характер[153], определяется соответствующими компетентными субъектами правоприменения и в необходимых случаях осуществляется при помощи средств государственного принуждения.Юридическая ответственность отличается от всякой иной социальной ответственности следующими признаками:1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава. В ст. 8 УК РФ говорится: "Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом";3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:
§ уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
§ административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
§ гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
§ дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.